На первых порах это была достаточно «мирная» война. С «закосом» под дружбу. Политики неплохо вкладывались в «джинсу» и финансирование СМИ, чтобы купить расположение журналистов. Или – запустить компрометирующую новость против своих оппонентов. Многие журналисты, учитывая невысокие зарплаты, соглашались на сделки со своей совестью. Однако, капля за каплей, СМИ теряли свою социальную важность, превращаясь в «сливные» бачки для политических кланов. Теряли свой авторитет и журналисты. Дошло до маразма. Любой аналитический материал стал считаться «заказухой» одной политической силы против другой и наоборот. Собственно, именно это было и необходимо нашим политикам. Показать обществу, что все журналисты – продажные и необъективные.
Однако с приходом кризиса политики перешли ко второй стадии войны – взаимное стравливание журналистов. Это оказалось сделать крайне легко.
Одни, оставшись без работы, завистливо смотрели на своих коллег, пристроившихся на «теплых» местах. Поэтому высказали молчаливую солидарность травле, санкционированной против журналистов.
Другие – давно ненавидели своих собратьев по цеху, поэтому, получив грант от политиков, с радостью бросились «мочить» неугодных журналистов.
Дошло до того, что даже возникли специальные сайты, посвященные сенсационным расследованиям о «жирующих» журналистах. При этом – журналистская тусовка радостно потирает руки, читая «грязь» о собратьях по перу. Не понимая – что они будут следующими объектами «черного» пиара.
Впрочем, масло в огонь подливают и сами журналисты. Некоторые, с приходом кризиса, сели на контракты от тех или иных политсил, полностью забыв о былой объективности.
На самом деле, наметившаяся тенденция в обществе крайне опасная. Более опасная, чем разговоры о введении уголовной ответственности за клевету в СМИ.
Ведь получается, что в Украине как бы сохраняется видимость демократии и свободы слова. Однако СМИ и журналисты настолько дискредитированы, что им никто не верит. Даже если будут постоянно писать о реальных всевозможных политических и экономических угрозах, «закручивании гаек» гражданскому обществу. Или наоборот –пытаться описать некие реальные позитивные реформы в стране.
Анализируя ситуацию в журналистике, можно сказать: политики свои задачи по дискредитации СМИ перед 2015-м годом решают успешно. Им, кстати, активно в этом процессе помогают политтехнологи, демонстрирующие таким образом «нужность» в условиях, когда запроса на технологии на рынке вообще нет.
А что сами журналисты? Готовы и дальше мириться с происходящим, вымирая как класс? Или все же смогут дать отпор политикам, активно начав давление на политиков и журналистов, причастным к информационным атакам? Впрочем, одновременно необходимо начать и с себя. По крайней мере – меньше «джинсовать» и радоваться «ушатам грязи», выливаемым на своих коллег…