Совместная работа режиссера Алексея Федорченко и писателя Дениса Осокина началась с фильма «Овсянки» (2010), созданного на основе одноименной книги. Еще тогда пристрастия авторов к фольклору отобразились на экране - в фильме запечатлели культурные обычаи народности меря. Основа же нового фильма - мифология луговых мари, их местные языческие обряды, справляемые по сей день, - красочный «марийский декамерон».
Все актеры, аматоры и профессионалы, специально для съемок в фильме учили умирающий марийский язык, который филолог-фольклорист Денис Осокин старательно реанимирует (именно он переводит за кадром марийские диалоги).
Картина состоит из 22 коротких новелл. Каждая имеет свое незамысловатое название, начинающееся на букву «о» – по первой букве имени главной героини: Окай, Овда, Осылай, Одоча, Околче. Все они – это именам «небесных жен» поволжской народности, пестрая гирлянда судьбы каждой из которых складывается в неразрывной связи с языческими верованиями, стирая границы между реальностью и представлением. Большинство ритуалов мари основываются на этнической эротике – чистому и естественному слиянию двух начал.
В «Небесных женах луговых мари» гадают все, от мала до велика, при чем как по необходимости так и просто по привычке. И достоинства фильма кроются не только в этой прекрасной форме, пестреющей народными костюмами и магической атрибутикой. Это утопическое и буквальное отображение языческих представлений о нашем мире, которое выглядит несколько наивным, смешным и примитивным: обиженная береза накажет по заслугам, любовница ветра избавит от страха, а непростительная дерзость с лесной женщиной Овдой приведет к тому, что между ног появится крикливая птичка.
Для луговых мари, в отличии от зрителя, в волшебной атмосфере их жизни нет ничего удивительного. Невидимые, но бдительные потусторонние силы, душа живой природы, запредельный мир демонических существ непосредственно влияют на их жизнь. Постепенно зритель привыкает к красочному калейдоскопу новелл, и с нетерпением ожидает, за новым именем на букву «о», очередную причудливую историю. Нелепые и прямодушные ритуалы, завещанные вековой традицией, безоговорочно принимаются и воспроизводятся героями фильма, как некие сакральные предрассудки, будь то плевать через плечо, бояться тетку с пустым ведром, или же стучать по дереву.
Как известно, человек боится того, чего не знает, так необходимость называть разнообразные явления заложена в нашей природе. Придав лик неизведанному, человек устанавливает примитивные причинно-следственные связи и справляет культ. В этом смысле «Небесные жены луговых мари» – это ода человеческому воображению, настолько сильному, что способно и сказку сделать былью.
С этой доброй наивностью фильма возвращаются детские фантазии, сладкий трепет ночных страшилок, заставляющие воображать, что на кухне орудует домовой, а в ветхих домах водятся привидения. И если бы луговые мари вызывали пиковую даму, то она бы непременно пришла. В этом неподдельном чуде, вызванного силой нашего воображения, кроется все очарование фильма.
Кирилл Караченцев,
Школа кинокритиков ОМКФ