В этой связи — выдержки из знаменитой книги Гюстава Лебона, написанной в 1895 г. под названием «Психология народов и масс» — с моими комментариями:
«Массы уважают только силу, и доброта их мало трогает, так как они смотрят на нее как на одну из форм слабости. Симпатии толпы всегда были на стороне тиранов, подчиняющих ее себе (Иван Грозный, Петр I, Екатерина Великая, Ленин, Сталин... Но писалось в 1895-м!— А. К. ), а не на стороне добрых властителей (Лжедмитрий, Петр III, Александр II, Николай II, Хрущев, Горбачев — А. К.), и самые высокие статуи толпа всегда воздвигает первым, а не последним. Если толпа охотно топчет ногами повергнутого деспота (1956.— А. К.), то это происходит лишь оттого, что, потеряв свою силу, деспот этот уже попадает в категорию слабых, которых презирают, потому что их не боятся. Тип героя, дорогого сердцу толпы, всегда будет напоминать Цезаря, шлем которого прельщает толпу, власть внушает ей уважение, а меч заставляет бояться (1937. — А. К.).»
<…>
«Логические умы, привыкшие всегда иметь дело с целой цепью рассуждений, вытекающих одно из другого, непременно прибегают к такому же способу убеждения, когда обращаются к толпе, и всегда бывают изумлены тем, как мало действуют на нее аргументации. Попробуйте подействовать рассуждениями на примитивные умы, на дикарей или детей, например, и вы тогда вполне убедитесь, как мало значения имеет подобный метод аргументации».
<…>
«Некогда говорили, что политика не должна быть делом чувства, но можно ли это сказать теперь, когда политика все более и более руководствуется импульсами непостоянной толпы, не признающей разума и подчиняющейся только чувству?(1895! — А. К.)»
<…>
«В парламентских собраниях мы встречаем черты, присущие всякой толпе: односторонность идей, раздражительность, восприимчивость к внушению, преувеличение чувств, преобладающее влияние вожаков.
Парламентская толпа очень легко поддается внушению, и как во всякой толпе, внушение исходит от вожаков, обладающих обаянием.
Люди в толпе не могут обойтись без господина, и потому-то голосование какого-нибудь собрания обыкновенно служит выражением мнения лишь очень небольшого меньшинства».
<…>
Конец цитаты.
Такое впечатление, что это было написано сейчас.
Власть толпы — это далеко не власть народа. Это власть наиболее тупой и оголтелой, шумной и агрессивной его части — как правило, ленивой, иногда озверевшей и никогда не способной на конструктив.
Это — не демократия. Это — охлократия. Не надо путать.
Об охлократии писал Полибий еще во 2-м веке до нашей эры.
Ее пример — Новгородское вече в режиме, действовавшем со 2-й половины 12-го века. Все вопросы это демократическое сборище решало криком. Кто громче орал, тот и побеждал. Для той части Руси такое было нормой.
Но вот когда гигантской толпой становится весь народ — это трагедия.
Демократия вырождается, уступив охлократии свое место. С этого момента она становится не нужна и достаточно быстро исчезает, сменившись рабством, о котором говорит Лебон, т. е. диктатурой.
Толпа сама приглашает хозяина, как бояре после Смуты пригласили Мишу Романова.
Диктатура — неизбежная расплата охлократического общества («Сталина на вас нет!») за политическую незрелость. Всякий народ имеет такую диктатуру, которую он сам заслужил. Она — за той красной чертой, к которой идет сегодня Украина.
Новгородское вече закончилось Иваном Грозным. Задолго до Ленина, Гитлера и Мао.
Это — наше будущее?