Механизм, который следовало бы законодательно установить, таков.
Уплаченный предприятием за некоторый период налог на прибыль делится на его ставку в том же периоде (при разных ставках периоды их действия берутся отдельно) — и так определяется условная прибыль (обратным счётом из налога). Например, 360 000:18%=360 000:0,18=2 000 000.
Эта величина может быть гуманно увеличена на:
индекс инфляции с момента последнего роста цен на предприятии (по каждому виду продукции раздельно),
а также на половину разницы с легальным фондом оплаты труда, если он больше такой откорректированной условной прибыли.
Полученная в расчёте на год сумма делится на тоже гуманный нормативный коэффициент эффективности — не 0,5 и не 0,25, даже не 0,15, а на совсем уже мягкие 0,12, и так находится условная стоимость предприятия. Например, 2 400 000:0,12=20 000 000.
Эта новая условная величина умножается на 2, и предприятие выставляется на аукционную продажу, где такая удвоенная величина является минимальной стоимостью такой продажи.
По завершении торгов сумма новой стоимости передаётся теперь уже ставшему бывшим владельцу (или владельцам — пропорционально их доле в уставном капитале, абсолютная величина которого значения не имеет), при этом старый собственник (их группа) ещё и уплачивает НДС и налог на прибыль с разницы между ценой этой продажи и рассчитанной ранее минимальной стоимостью (когда умножали на 2).
Предприятие с высокой вероятностью получает нового эффективного собственника (может применяться и дополнительный критерий на аукционе: налоговая масса, получаемая от его, нового собственника, других предприятий, не менее, чем в 2 раза, должна быть больше налоговой массы, полученной государством за тот же период от предмета покупки);
страна с высокой вероятностью будет получать бОльшие налоги и наверняка сразу получает налоги с указанной разницы;
старый владелец получает налоговую амнистию по всем возможным недоплатам с того же объекта, да ещё и получает сумму, которая (за вычетом естественных налогов), как минимум, в 2 раза превышает ту стоимость его предприятия, которую оно имело при нём — судя по его же с него платежам.
Альтернатива — детальное налоговое расследование и неотвратимое уголовное наказание по его результатам, если будут найдены преступные уклонения.
То есть можно даже предоставить право выбора: или тотальная проверка, или согласие на такую продажу. А может, и не обязательно такое право предоставлять: старый хозяин и так получит слишком много (но уже не лет, а денег) по сравнению с тем, что ему полагалось бы по его же былым платежам.
Станет невозможным замораживание деятельности стратегических предприятий, скупленных агрессором из кассы Путина, чтоб стояли и не мешали,— такие поменяют хозяина в первую очередь.
А заодно — хозяевами перестанут быть выжидатели лучших времён, упомянутые злостные налоговые уклониисты в особо крупных масштабах или обычные неумёхи.
Просто, понятно, логично, справедливо, гуманно и без всяких революций, заодно — наука на будущее.
Даже можно не пенять на законы военного времени. Хотя на фоне гибели тысяч людей и обнищания сотен тысяч превращение нескольких миллиардеров в просто миллионеров будет встречено с пониманием даже отъявленными либералами.
Ни Европа, ни Америка, оперативно смекнув, что могут быть в числе новых покупателей, против такой мягкой — налоговой — переприватизации даже не пикнет, а если и пикнет, то негромко. У них-то отобрать потом никто ничего не сможет — хотя бы потому, что налоги и зарплаты рядовым работникам там платят нормально.
Что-то в этом есть…