Момент трагичный, но сытый голодного не разумеет

Худшие ожидания оправдываются. Международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s прогнозирует снижение ВВП Украины на 7% и рост инфляции до 15% в 2014 году. Если правительство уже допустило рост цен, то ниже они уже не будут. Далее будет только хуже. Поэтому мы должны понуждать государство к исполнению своих служебных обязанностей, например, на законодательном уровне принять решение об обязательной легализации первичной цены на товар или продукцию. Соответственно в ГПУ прокурорам следует взять в руки калькуляторы и подсчитать, сколько процентов накручивают посредники. Антимонопольный комитет Украины в условиях военного конфликта должен стать экономическим СБУ, создавая максимально комфортные условия для конкуренции. В этом случае потребительские цены неизбежно упадут, потому что к этому приведет развитие конкуренции, а ограничение взяток в свою очередь приведет к падению тарифов естественных монополий. Дальше столько же воровать, как сейчас, уже просто нельзя.

Фото: Макс Левин

И всё чаще нам надо изучать опыт наших европейских соседей. В этой связи очень поучительно посмотреть нашим чиновникам на Америку и страны ЕС, которые, в отличие от нас, крепко держатся за свои национальные сельское хозяйство и продовольственный рынок, как базис экономики и даже суверенитета. Напомню, в свое время Норвегия отказалась вступать в Евросоюз только из-за того, что не смогла, как говорится, договориться по вопросам села, в частности, у норвежцев по прежнему гораздо дешевле производство продовольствия, чем в странах ЕС.

До сих пор на мясо, яйцо, зерно (хлеб) и т. д. европейские государства устанавливают минимальные закупочные цены. И плюс регулируют эти цены до появления этих видов продовольствия на полках супермаркетов. Но если за это нас будут упрекать в нерыночных методах, то тогда можно смело говорить, что все страны ЕС тоже не сторонники рынка. Потому что всё это они у себя регулируют.

Только на этом основании можно утверждать, что не «рыночные» и США, и Канада. Один мой знакомый эксперт заметил: «Если бы в Канаде, к примеру, закупочная цена на молоко увеличилась всего лишь на 5%, у них бы за это снесли правительство». Т. е. государство устанавливает минимальную закупочную цену производителю. Что это значит? Прежде всего, не допускается возможность диктовать фермеру очень низкую цену, например, нельзя предлагать купить за 2 грн. 1 литр молока, т. к. государство уже определило нижнюю ценовую планку на уровне 5 гривен.

И это еще не всё. В ряде развитых стран Америки и Европы из розничной цены продукта (например, 1 кг. телятины) на полке супермаркета - обязательно 50% должны достаться производителю. Поэтому торговой организации уже становится не выгодно завышать цену, потому что как бы они ее не поднимали – все равно большую часть придется отдавать производителю. А у них остается, к примеру, в остальных 50% - прибыль, расходы на посредников, логистику и т.п. В итоге главными остаются интересы конечного потребителя и производителя, а последний – это налоги в бюджет государства, зарплата работников и специалистов, наконец, новые рабочие места.

А у нас, похоже, рынка нет, есть сговор крышуемых посредников. Поэтому в последнее время всё чаще стал задумываться: «Эта тема далеко не первый год обсуждается. Сколько уже Президентов и Премьер-министров с этим коррупционным злом борются, борются, а воз и ныне там. Почему ни власти, ни правящие партии не хотят даже широко известные европейские и американские рецепты брать на вооружение и внедрять в практику нашего украинского рынка?» Экономические власти разве не понимают, что государство не может быть стабильным без стабильных цен на продовольствие?! А стабильные цены на внутреннем рынке могут обеспечить только собственные украинские производители. А здоровье нации? Его тоже обеспечивает только собственное украинское производство.

Есть еще один экономический фактор. У нас не менее 60% продовольствия в крупных городах – это импорт, т. е. – это наша работа на заграничного дядю и, соответственно, уничтожение собственного фермера и сельхозпереработчика. Ведь наш украинский производитель всё меньше и меньше получает денег, поэтому не может их инвестировать в собственный малый и средний бизнес. Например, в выращивание своих овощей и фруктов. Соответственно и качество продукции быстро падает.

Правда, думаю, уже безнадежно поздно втемяшивать в головы наших политиков сермяжную правду смысла слов классика о том, что «Экономика предопределяет политику». Как им еще объяснять, что сегодня украинская экономика – это, прежде всего, военная экономика и экономическая география, а уже потом инфляция и дефицит?! Как им еще объяснять, что сегодня экономическая политика и продовольственная безопасность Украины не должны быть подчинены только бюджетной политике, работающей в краткосрочном (годовом) режиме?! Как им еще объяснять, что сегодняшняя украинская экономическая политика не может быть только политикой торговых, быстрых операций, т. к. это не есть политика по наращиванию капитала в стране, где пылает вооруженный конфликт?! Наконец, почему до сих пор не создана система продовольственного и научно-хозяйственного прогнозирования в Украине?! Поэтому наши власть и оппозиция вряд ли смогут показать обществу, что умеют преодолевать разногласия и объединяться в трудный момент. А момент действительно необычайно трагичный, но сытый голодного не разумеет.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram