Трехсторонние переговоры и стокгольмский суд
По мнению вице-президента Института Горшенина Алексея Лещенко, в возобновлении переговоров по газу заинтересованы все три стороны – Украина, РФ и Еврокомиссия. Но условия, которые предположительно будет выдвигать "Газпром", не могут быть выполнены Украиной.
"Украина заинтересована сохранить статус транзитного государства и надёжного партнёра, как ЕС, так и РФ, в обеспечении бесперебойных поставок российского газа. Пока больше половины всего газа, который "Газпром" экспортирует в Европу (а доля "Газпрома" на рынке ЕС составляет 28-30%), транспортируется украинской ГТС. Имеющаяся инфраструктура позволяет нам говорить о создании европейского газового хаба на территории Украины. И "Газпром" будет использовать это как рычаг в отношениях с "Нафтогазом", всячески девальвировать транзитный потенциал нашего государства и дискредитировать его в глазах ЕС. Для Европейского Союза газпромовский газ является одним из источников диверсифицированных поставках, от которого как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе ЕС отказываться не собирается. Ну а РФ заинтересована в возвращении украинского рынка", - подчеркнул Алексей Лещенко.
По словам генерального директора Центра исследований энергетики Александра Харченко, после того, как Украина диверсифицировала пути поставки газа, "Газпром" начал совершать шаги для восстановления своего влияния. "С другой стороны, есть процесс суда в Стокгольме, из-за которого "Нафтогаз" и "Газпром" вряд ли смогут договориться. Потому что согласие "Газпрома" на подписание дополнительного соглашения с "Нафтогазом" Украины, на чем настаивает украинская компания, означает, что с очень высокой степенью вероятности арбитраж решит, что "Газпром" признал несправедливость старого договора, который оспаривается украинской стороной. Точно так же для Украины совершенно невозможно работать по старому договору уже по двум параметрам. Во-первых, если Украина заплатит что-то в рамках действующего договора, арбитраж решит, что она признала его. С другой стороны, есть резонные опасения, что если Украина что-то заплатит "Газпрому", то он тут же потребует погашения предыдущих долгов", - отметил эксперт.
Александр Харченко считает, что возможностей для какого-либо компромисса в такой ситуации нет и пока арбитраж не перейдет к той стадии, когда стороны не могут повлиять на решения, ожидать закупок в России от Украины маловероятно.
Цена энергетической независимости. Год без российского газа.
Комментируя возможность и дальше обходиться без российского газа, Алексей Лещенко напомнил, что ещё в 2013 году Украина была крупнейшим его потребителем в мире. "Мы уступали только Германии по объёмам импорта российского газа. И то, что уже год "Нафтогаз" не покупает газпромовский газ ощутимо и болезненно для "Газпрома" в финансовом плане. Учитывая объёмы украинского рынка, "Газпромом" сейчас задействована мощная пропагандистская машина. В дискурсе на эту тему есть много спекуляций и стереотипов, которые пытаются навязать нам заинтересованные стороны. С одной стороны, нам говорят, что мы сейчас покупаем газ у европейских поставщиков. С другой стороны, нам пытаются доказать, что мы покупаем тот же российский газ, но с переплатой. Также говорят о газпромовском происхождении тех европейских поставщиков и компаний, которые эксплуатируют наши ПХГ и продают гам газ", - сказал эксперт.
Если отбросить всю пропаганду, добавляет Алексей Лещенко, тот факт, что "Нафтогаз" не закупает газ у "Газпрома", а покупает его у европейских поставщиков, как минимум говорит о трёх моментах. "Во-первых, "Газпром" лишился "газового рычага" давления на Украину. Во-вторых, условия поставок по таким контрактам более приближены к рыночным, чем те, которые предлагает "Газпром" ("бери или плати"). В-третьих, политическая составляющая в газовых отношениях вынесена за скобки. Считаю, что Украина должна таким образом выстроить свою энергетическую стратегию, чтобы иметь возможность выбирать поставщиков и диверсифицировать поставки энергоносителей. И если это удастся, отношения между "Нафтогазом" и "Газпромом" будут равноправными и условия поставок, если они возобновятся, будут оптимальными и выгодными обеим сторонам", - подчеркнул вице-президент Института Горшенина.
По словам советника министра энергетики и угольной промышленности Украины Сергея Чеха, у Украины и в дальнейшем не будет необходимости закупать российский газ, так как возможности страны по реверсу топлива не изменились, а объемы потребления были стабилизированы. "Отказ от российского газа был не самоцелью, здесь скорее сработала диверсификация по поставкам. Если уровень внутренней добычи газа будет наращиваться, а не сокращаться, потребности в российском газе не возникнет", - сказал он.
Александр Харченко считает, что Украина вполне способна обойтись без российского газа. "Такая возможность абсолютно объективно существует. Я не ожидаю каких-то существенных изменений с точки зрения краткосрочной перспективы, почему Украина не может обходиться и дальше без российского газа. Единственный аргумент, о котором сейчас говорят близкие к русским европейские эксперты и сами россияне, что Украине не хватит газа чтобы обеспечивать транзит. Это абсолютная манипуляция – у Украины запасы газа достаточные. Другое дело что россияне готовят Европу и самих себя к тому что они не смогут подавать достаточное давление в трубу со своей стороны. И Европа реально боится, что в какой-то момент газа в транзитной трубе не станет", - резюмировал он.