Поскольку, согласно статистике, украинцы составляют большинство клиентов отечественных гостиниц, именно им предстоит выступить плательщиками туристического сбора – одной из новаций налогового законодательства. В принципе, само понятие специального сбора для туристов давно известно в мировой практике – значительное количество городов Европы взимает с гостей при поселении в гостиницах такой налог – чаще всего его называют городским сбором «city tax». Но, забегая вперед, хотелось бы отметить три его главных отличия от украинского туристического сбора:
- плательщиками сбора выступают все клиенты гостиниц без исключения,
- сумма сбора не зависит от стоимости отеля и одинакова для всех,
- средства от сбора идут на улучшение инфраструктуры туризма, популяризацию города на туристическом рынке и т.д.
Туристический сбор по-украински – это отражение мировой практики в кривом зеркале.
1. Сбор у нас платят все, кроме постоянно проживающих в городе, командировочных, инвалидов, ветеранов войны и ликвидаторов Чернобыля, а также приехавших на лечение в санаторий.
Это означает, что гостиницы сегодня должны по каждому из клиентов, не уплативших сбор, заводить особое дело, куда вкладывать копии его удостоверений, командировок и санаторных путевок. Объем бумажной работы на стойке в гостинице вырастает на порядок. При этом наиболее многочисленная категория командировочных уже не пользуется таким документом, как командировочное удостоверение, а для иностранных гостей это понятие вообще незнакомо.
Абсурдная работа по сбору документов требует дополнительного времени персонала, а значит, в итоге делает гостиничную услугу еще дороже. А главное, что в глазах иностранных гостей мы в очередной раз подтверждаем статус страны, цель которой даже в мелочах постоянно создавать бюрократические проблемы из воздуха. Что показательно, отечественные налоговые органы до сих пор не дали четких методических указаний относительно списка документов, которые подтверждают деловой характер поездки гостя отеля.
2. Вместо фиксированной суммы сбора, мы вычисляем его размер по хитрой формуле, отнимая от стоимости гостиничного номера стоимость питания, стирки белья и ряда удивительных действий, как то затраты на устный и письменный перевод (?). В принципе это создает отличную почву для минимизаторов налога, которые могут продать номер за 500 гривен, к примеру, поставив в калькуляции 250 гривен за завтрак и 249 гривен за стирку белья. При этом клиент будет даже благодарен таким отельерам, поскольку они будут экономить для него несколько гривен.
И коль скоро мы заговорили об экономике, сразу же отметим, что ожидаемого объема средств от туристического сбора не получат ни большие города, где большинство клиентов отелей приезжают по делам, ни отечественные курорты, где значительная часть организованных приезжих останавливается в санаторно-курортном секторе.
3. Наконец последнее. В том случае, когда средства от туристического сбора идут на развитие или поддержание инфраструктуры туристического или курортного центра понятна, по меньшей мере, его логика – туристы платят местный сбор за чистые пляжи, за ухоженные парки и местные достопримечательности, за бесплатный концерт духового оркестра на набережной. Если же эти деньги идут просто для затыкания дыр в бюджете, с гораздо большим успехом можно вводить налог на соль или чай. И эта логика, по которой туристический сбор должен собираться за реальную услугу города для каждого туриста еще раз подчеркивает необходимость единого подхода к его размеру.
Туристический сбор является необязательным налогом, его принятие – прерогатива местных советов. К сожалению, та поспешность, с которой местные советы стали вводить этот сбор, никак не связана с заботой о туризме. Депутаты в данном случае не подумали ни о проблемах гостиничного бизнеса, ни об имидже города, ни о реальной эффективности таких мер. Беремся утверждать, что в ряде городов сумма затрат, связанных с администрированием этого налога, превысит реальные доходы от него в местные бюджеты.
Что делать?
Совет по вопросам туризма и курортов, объединение профессиональных организаций сферы предлагает следующее решение. В городах, где уже введен туристический сбор, на следующей сессии местных советов упразднить его со второго квартала, если местный бизнес предлагает альтернативные формы сотрудничества бизнеса и власти. Например, местные отели собирают суммы, аналогичные налоговым поступлениям от сбора, для комплекса мер по рекламе города на туристическом рынке или конкретных шагов по улучшению туристической инфраструктуры.
Это будет намного эффективнее, позволит сохранить время и нервы работников отелей, даст конкретный результат для города. Одновременно, это уже очевидно, необходимо инициировать изменения в Налоговый кодекс - либо вообще отказаться от туристического сбора, либо внедрять общемировые подходы. В этом случае, даже если гость заплатит при поселении деньги в городскую казну, взамен он должен получить качественные и профессиональные услуги гостеприимства.