ГоловнаЕкономікаБізнес

Меморандум c МВФ: перезапуск украинской экономической политики

В 2008 году Украина стала ассоциироваться в мире с наихудшей экономической политикой из всех возможных. Ни одна из рекомендованных в 2005 году украинскому правительству реформ не была реализована. Страна продолжала занимать деньги, безумно тратя их на потребление.

Меморандум c МВФ: перезапуск украинской экономической политики
Фото: Phl.com.ua

Приватизация стала менее прозрачной, а бизнес-климат ухудшился по сравнению с другими странами. Еще в 2005 году, когда уже было понятно, что экономическая политика «оранжевого» правительства оставляет желать лучшего, в своей статье «Время перезапустить украинскую экономическую политику» старший аналитик Heritage Foundation Ариэль Коэн предложил администрациям Буша и Ющенко сделать все для того, чтобы... «перезапустить украинскую экономическую политику».

В 2005-м этого не произошло, так как украинская политика была «приватизирована» различными бизнес-группами и влияние на нее каких-либо администраций было минимальным. В той ситуации ни о каком перезапуске речи быть не могло, поскольку не существовало единого центра той самой экономической политики.

Но теперь у украинской экономической политики появляется шанс «переформатироваться», о чем и заявлено в тексте, похожем на меморандум между МВФ и правительством.

Экономисты помнят тома рекомендаций для Ющенко и Тимошенко, которые так и остались нереализованными. Со временем в экспертной среде появилось мнение, что структурные реформы и здоровая экономическая политика в Украине невозможны без внешнего управления. Потеряв которое, Украина стала быстро приближаться к «лучшим образцам» латиноамериканского экономического «чуда».

Надежду возлагали на ЕС, однако там не спешили взвалить на себя «честь» управляющего. Волей судьбы МВФ, Мировой банк и другие международные организации снова возвращаются во властные коридоры мрачных украинских госучреждений, теперь уже не в роли «рекомендующих», а в роли «требующих» выполнения своих условий.

Основные обязательства, зафиксированные в меморандуме, сводятся к следующему:

а) удерживать дефицит бюджета на уровне 4%, плюс затраты на рекапитализацию банков, но не более доступного объема финансирования;

б) внедрить гибкий валютный курс;

в) реструктуризировать банковский сектор.

Достижение этих целей не спасет украинскую экономику - в том смысле, что они имеют мало общего с повышением ее конкурентоспособности. Цели, внесенные в меморандум, скорее не дадут украинским чиновникам окончательно ее угробить и окончательно подорвать доверие иностранных инвесторов к самой возможности восстановления макроэкономической стабильности в Украине.

Меморандум местами фантастичен, а местами - циничен. Так, авторы меморандума верят, что при достижении вышеназванных целей рост украинского ВВП вернется к «своему потенциалу» в 2011 году, а помогут ему в этом священная корова Евро-2012, чудо гибкого валютного курса, мифические структурные реформы и самое главное - повышение конкурентоспособности украинской экономики. С последним не поспоришь, если бы авторы не уточнили, что конкурентоспособность будет расти не вследствие роста инвестиций или повышения производительности труда, а «из-за пруденциального внедрения политики по доходам населения».

Не до конца понимая смысл этого бюрократизма, можно все же предположить, что речь идет о политике повышения конкурентоспособности за счет снижения стоимости рабочей силы. Отличная стратегия повышения конкурентоспособности для европейской страны!.. Поскольку автор принадлежит к населению, ему очень интересно узнать, какая же именно политика и когда будет проводиться правительством по отношению к его доходам.

Также правительство в который раз обещает перейти к таргетированию инфляции (режим денежно-кредитной политики, который предусматривает ее прозрачность и повышение ответственности центрального банка за достижение целевых значений инфляции), провести пенсионную реформу, рекапитализировать некоторые банки, а также перестать играться с официальным обменным курсом, заставляя его двигаться в унисон с рыночным.

Неизвестно, каким будет опосредованное влияние меморандума на «население», но прямой его эффект - снижение доходов граждан. Пересматриваются льготы, дорожают сигареты и водка, а также газ, уголь и электроэнергия. Особенно цинично звучит фраза из пункта восемь: «Мы подняли цены на природный газ, электроэнергию и уголь для того, чтобы получить дополнительные средства для бюджета, а также уменьшить потребность в субсидиях».

Можно представить, как эту цитату дословно произносит г-жа Богословская в эфире у Савика Шустера. И ведь правда, так и написано: мы, мол, украинское правительство, подняли цены на природный газ. А все обвиняют «Газпром»... Почему бы не написать немного вычурней: «Мы привели тарифы на природный газ в соответствие с экономически обоснованным уровнем» - значение то же, но звучит «правильнее».

Частному сектору, за исключением банков, ничего хорошего тоже не светит. Ему обещают «более жесткий режим администрирования налогов», а также ограничение упрощенной системы налогообложения для физических лиц до узкого круга видов деятельности. Также обещают ускорить банкротство и стимулировать досудебные добровольные реструктуризации задолженностей.  

Радует, что меморандум требует от украинского правительства большей прозрачности. Особенный интерес вызывает обещание правительства к концу мая 2009 года опубликовать на сайте НБУ результаты независимого аудита рефинансирования и валютных интервенций в 2008-м. Также от правительства требуется проведение политики информирования «широких слоев населения» относительно его шагов в сфере экономической политики. Особенное внимание должно уделяться «звучанию в унисон» правительственных заявлений. Иностранцы просят украинских чиновников если не следовать одной программе действий, то хотя бы не пугать своим разнобоем те самые широкие слои населения.

Украинский текст меморандума между правительством и МВФ, похоже, - плохой перевод с английского языка. Фраза «пруденционное внедрение» означает, что авторы просто калькой перевели «prudent» как «пруденционный», придавая этому слову абсолютно новое значение.

При этом в некоторых пунктах английский текст оставляли без изменений, вставляя в требованиях МВФ «Мы обещаем» вместо «Вы должны». Текст испещрен фразами вроде «После согласования с экспертами МВФ», «В консультациях с Мировым банком» и т.д. - такой подход к сотрудничеству обнадеживает. Видимо, внешнее управление основными параметрами экономической политики Украины возвращается, с чем и поздравляем натерпевшихся от самодеятельности украинских чиновников украинских граждан.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram