ГлавнаяЭкономикаБизнес

Операция «Модернизация»

На прошлой неделе перманентно враждующие премьер-министр Юлия Тимошенко и президент Виктор Ющенко временно примирились, чтобы огорчить руководство России. Именно так можно сходу оценить результаты прошедшей 23 марта в Брюсселе международной конференции по модернизации украинской газотранспортной системы.

Конференция была постановочным мероприятием, организованным для того, чтобы все участники процесса могли объявить о своих планах и пожеланиях «на публику». Переговоры о планах модернизации украинской ГТС идут уже не первый год, и их содержание в целом не является большим секретом. Возможно, именно удачность постановки произвела такое впечатление на зрителей в Кремле.

Идея о совместной с ЕС реконструкции украинской ГТС прорабатывается как минимум с 2005 года. В Меморандуме о взаимопонимании по сотрудничеству и взаимодействию в энергетической сфере между Украиной и ЕС, подписанном 1 декабря 2005 года, содержится пункт о создании совместной группы технической поддержки Украина-ЕС по вопросам углеводов. В 2007 году в рамках такого сотрудничества в Украине работала группа экспертов ЕС, проводившая технический аудит украинской ГТС.

Согласно выводам этой группы, для поддержания рабочего состояния украинской «трубы» в ближайшее время в ее модернизацию нужно вложить около ?5 млрд. Для обсуждения возможных условий предоставления этих денег и поиска возможных кредиторов решили провести международную донорскую конференцию по реконструкции украинской ГТС.

Что пообещали европейцам

Осязаемым результатом мероприятия стала Совместная декларация Международной инвестиционной конференции Украина-ЕС по модернизации украинской ГТС. В этой декларации украинская сторона пообещала внедрять в отечественных нормативных актах требования директивы ЕС 2003/55, регулирующей рынок газа ЕС.

Среди прочего, эта директива содержит требование: каждый из участников газового рынка ЕС и операторов газотранспортных сетей и газовых хранилищ должен предоставлять информацию об их техническом состоянии и условиях работы. Кроме того, директива дает общие указания по формированию тарифов на транспортировку и хранение газа.

На сегодня Украина ведет переговоры о полноправном участии в Энергетическом сообществе и, по словам министра энергетики Юрия Продана, планирует присоединиться к нему к середине 2009 года. При этом, согласно ныне достигнутым договоренностям, реформу законодательной базы, регулирующей энергорынок в Украине, предполагается завершить к 2012 году.

Среди обещанных европейцам новшеств – утверждение на законодательном уровне нормативов доступа к украинским газовым сетям и газовым хранилищам коммерческих организаций. На сегодня большая часть такого рода норм устанавливается внутренними документами НАК «Нафтогаз».

Требование доступа третьих сторон к украинской «трубе» и хранилищам находится в списке требований ЕС к Украине и, соответственно, в списке обещаний, закрепленных подписанной на конференции декларацией.

Среди других обещаний украинской стороны – корпоратизация оператора газотранспортной системы. Другими словами, ЕС настаивает на том, что ГТС должна работать как независимый хозяйствующий субъект и обеспечивать свое содержание за счет своей работы и заработанной прибыли, а не субсидировать НАК «Нафтогаз».

Контролировать выполнение украинских обещаний будет специальное координационное подразделение, созданное в структуре «Нафтогаза». Это подразделение должно будет разрабатывать бизнес-планы по отдельным этапам модернизации, искать средства и следить за реализацией проектов.

Дадут ли деньги?

Другие подписанты декларации – ЕС, Европейский инвестиционный банк, ЕБРР и Всемирный банк – пообещали финансовую поддержку. ЕС – в рамках программ партнерства, а финансовые институции – в форме займов по отдельным проектам модернизации.

Впрочем, как свидетельствуют комментарии, ждать выполнения обещаний можно довольно долго. Как поясняют представители финансовых институций, по большому счету все будет зависеть от того, насколько украинская сторона окажется готовой к предоставлению всей требуемой информации и выполнению финансовых условий. Другими словами, чтобы получить деньги, украинская сторона должна будет активно поработать и убедить потенциальных кредиторов в адекватности планов модернизации, точности расчетов и реалистичности планов проведения работ.

План модернизации ГТС предполагает, что работы займут 7 лет и будут проводиться в рамках нескольких независимых проектов. Среди них – реконструкция газоизмерительных станций на выходе из Украины, строительство 9 станций на входах из России и Беларуси, реконструкция линейной части трубопровода, реконструкция газокомпрессорных станций и модернизация газовых хранилищ. Стоить эти работы будут чуть более $3 млрд.

Как заявила премьер-министр Юлия Тимошенко, проведение всего комплекса работ позволит увеличить пропускную способность украинской «трубы» с нынешних 160 млрд. кубометров газа в год до 200 млрд. А иностранные специалисты добавляют, что только модернизация, проведенная в ближайшие несколько лет, позволит избежать крупных аварий в украинской ГТС, ведь оборудование и линейная часть газопровода работают уже больше 30 лет.

Россия против

Однако Россия – третья, пока что не задействованная сторона газовых переговоров, в подписании декларации усмотрела в первую очередь угрозу своему газовому могуществу.

Присланный на конференцию российский министр энергетики Сергей Шматко заявил, что украинские планы по модернизации нечестны, поскольку стоимость работ заложат в новые тарифы транспортировки газа, из-за чего сырье для европейцев очень сильно подорожает.

А сам факт переговоров в формате Украина-ЕС, по его словам, является серьезным основанием для того, чтобы Россия начала искать других покупателей своего газа.

Как поясняют украинские дипломаты, нервозность России вызвана в первую очередь опасениями того, что в случае успешной модернизации украинской ГТС будут окончательно похоронены проекты альтернативных газопроводов в обход Украины. А если учесть не забытые вопреки желаниям Москвы планы ЕС по строительству газопроводов для доставки иранского и азербайджанского газа, которые обходили бы территорию России, все это может означать переход РФ от статуса монополиста к борьбе с конкурентами по газовому рынку.

Однако украинцам пока рано радоваться. Чтобы получить деньги на модернизацию ГТС, нашей стране нужно будет сделать многое, в частности – провести реформу внутреннего рынка газа, чтобы не нужно было доходами от транзита покрывать разницу между ценой покупки газа и его ценой для населения.

СПРАВКА

Газотранспортная система Украины

ГТС Украины является второй по величине в Европе (после российской) и одной из крупнейших в мире.

Ее общая протяженность составляет 37,6 тыс. км.

Пропускная способность системы на входе составляет 290 млрд. кубометров в год, на выходе – 175 млрд. кубометров.

ГТС Украины состоит из магистральных газопроводов, распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций.

Система объединяет 72 компрессионные станции и 13 подземных хранилищ с самым большим в Европе (после России) активным объемом газа – более 32 млрд. кубов.