ГоловнаЕкономікаБізнес

Прерванный полет

Кризис подрезал крылья крупным сельскохозяйственным холдингам, которые намеревались расширять свое землепользование в Украине до 200-300 тыс. га. В сезоне-2009 большинство из них «законсервировали» планы роста вширь до лучших времен. Земля же существенно подешевела, став привлекательной для иностранных компаний.

Распаеванные колхозы и совхозы в последние три года переживали «бум» интереса со стороны инвесторов. В результате, около 3 млн. га (десятая часть пахотных земель страны) попали в руки 50 аграрных компаний, которые в народе успели назвать латифундиями. По 30, 60, 100 и даже 300 тыс. га украинской земли взяли в аренду экспортеры зерна и подсолнечного масла, производители сахара, мяса птицы, продавцы сельхозтехники и средств защиты растений, инвестиционные компании и банки, металлурги и даже руководители шахт. Пришли сюда и иностранные деньги.

Из тени - вон
В Украине работает более 20 тыс. аграрных хозяйств. При отсутствии полноценного рынка сельхозземли именно они стали объектом повышенного внимания покупателей. Не имея легальной возможности приобрести пахотную землю, агрохолдинги скупали имущество более мелких конкурентов и права на аренду земель, продажа которых стала отдельным видом бизнеса для бывших председателей колхозов и глав райгосадминистраций. Более дешевая альтернатива - взять экс-колхоз в управление, кредитуя его под посевы химудобрениями, техникой, средствами защиты растений, не выкупая контору, зернотоки, фермы и пр.

В 2009 году рынок аренды сельхозземель замер, а теневой рынок паев вообще сошел на нет, говорит президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко. «Если и есть теневая покупка сельхозземель, то это единичные случаи, - объясняет г-н Козаченко «Левому берегу». - То есть когда человек уже купил землю, но ему не хватает 1-1,5 га до озера или дороги, операции могут происходить. Но сегодня не выкупают и 10% того, что было ранее».

«Крупным аграрным холдингам паи никто не продавал, их брали в аренду, - утверждает Алекс Лисситса, президент «Украинского клуба аграрного бизнеса». - По сути, черного рынка не было, он был прозрачен. Речь шла о продаже доступа к рынку аренды земли». Интерес к покупке права на аренду, которая, в принципе, являлась платой председателям колхозов или районным чиновникам за доступ к землям того или иного распаеванного хозяйства, резко уменьшился.

«Год назад права на аренду стоили в среднем $450, сегодня это $150», - обрисовывает глубину падения г-н Козаченко. «Заинтересованность инвесторов в том, чтобы выходить на рынок аренды земли, упала 6-7 раз, - считает Алекс Лисситса. - Летом 2008 года за хорошие земли платили $1-1,2 тыс. за гектар, а сегодня можно получить те же поля по $150-200».



Сброс балласта

Неуверенность в завтрашнем дне и отсутствие оборотных денег заставили крупные аграрные компании Украины «притормозить» с расширением. Если в 2008 году лидерами считались сельхозпредприятия Мариупольского металургийного комбината им. Ильича (238 тыс. га), ОАО «Мироновский хлебопродукт» (220 тыс. га), ООО «Украинские аграрные инвестиции» (140 тыс. га, структура российской «Ренессанс Капитал»), ООО «Приват-Агро» (120 тыс. га), ООО Фирма «Астарта-Киев» (110 тыс. га) и агропромышленный комплекс «Шахтер» (100 тыс. га, Ефим Звягильский), то сегодня этот рейтинг, составленный аналитиками ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», существенно изменился.

Ни переживающий нелегкие времена ММК им. Ильича, ни довольно благополучная «Мироновка» не признают за собой таких огромных землевладений. На сайте компании Косюка речь идет о 180 тыс. га, а Владимир Бойко декларирует лишь 130 тыс., то есть официально его уже опередило «Приват-Агро», где сконцентрировано 150 тыс. га.

«Нормальное» самочувствие
Лучше всего чувствуют себя крупные холдинги-экспортеры зерна, масличных культур и подсолнечного масла, такие как ООО «Сельхозпредприятие «Нибулон» Андрея Вадатурского (более 70 тыс. га) и группа компаний «Кернел» Андрея Веревского (84,5 тыс. га земли). «У них диверсифицированы риски, и на падении гривны они только выиграли. То же самое касается ОАО «Мироновский хлебопродукт», у них основной вид деятельности - производство мяса птицы, которое пользуется спросом у населения как раз во время кризиса, поскольку оно дешевое, - объясняет эксперт аналитического департамента агентства «ААА» Мария Колесник. - Если же компании сами не выходили на экспорт в прошлом сезоне, а работали с транснациональными корпорациями, им хуже, поскольку они получили меньше прибыли».

Иностранный интерес
Удачное хозяйствование последних лет позволило украинцам привлечь в агробизнес иностранных партнеров. Впрочем, они так и не успели развернуться. «В Украине нет ни одного проекта, куда бы зашли серьезные инвестиционные банки и стали в них соло-инвесторами, контролируя 100, 200, 300 тыс. га земли, - говорит Леонид Козаченко. - Но то, что они заходили миноритариями, купив 5-7% акций, факт. Это такие фирмы как Lаndkom, Land Land, Land West. Было пробное вхождение в аграрный бизнес Украины, которое начиналось перспективно, но кризис подкосил».

Ситуация в Landkom действительно критична - компании пришлось уволить весь менеджмент и искать новых, антикризисных специалистов. Сейчас они обрабатывают 18-20 тыс. га земли, хотя раньше работали примерно на 130-140 тыс. га.

Неудачно сложились отношения с украинскими партнерами и у британской инвестиционной компании Morgan Stanley, которая под другим брендом намеревалась арендовать до 40 тыс. га земли, в частности в Ивано-Франковской и Одесской областях, - проект претерпел неудачу и от него отказались.

У подразделения российской компании «Ренессанс Капитал» возникли огромные трудности в связи с тяжелым положением материнской структуры - не хватало денег, и из 300 тыс. га, которые они обрабатывали раньше, в этом году осталось, по разным оценкам, 60-70 тыс. га. Сама компания не дает никакой информации о том, сколько земель обрабатывает.

В то же время, некоторые зарубежные компании сохраняют и даже увеличивают свое присутствие. Алекс Лисситса объясняет внимание иностранцев растущим интересом к сельхозпроизводству во всем мире. «Если к нам сегодня и обращаются инвестиционные компании, то их интересуют исключительно сельское хозяйство и пищепром. Это стабильность. Если посмотреть на мировые тенденции, то спекулянты, которые никогда не занимались сельским хозяйством, работая вокруг нефти, недвижимости и прочего, сегодня обратили внимание именно на товарные биржи».

Эксперты расходятся во мнении относительно того, когда начнется оживление вокруг аренды земли и продолжится стремительный рост агрохолдингов. Одни считают, что процесс возобновится уже осенью, после сбора урожая. Другие уверены: ждать придется до конца кризиса - как минимум два-три года.

7 способов приобрести контроль над паями

1. Покупка права аренды (субаренды) на срок до 50 лет. Арендатор имеет преимущественное право выкупить землю в будущем. Стоимость - 150-200 $/га

2. Покупка права аренды с гарантированным правом выкупа земли в будущем. Стоимость - 150-200 $/га за гектар.

3. Покупка уставного капитала сельхозпредприятия - корпоративных прав на него. Позволяет напрямую арендовать землю пайщиков предприятия. Стоимость - от 1 грн. (с долгами) до $5 млн. за сельскохозяйственное предприятие.

4. Договор о совместной деятельности. Действует для доступа к государственным землям, принадлежащим хозяйствам Украинской аграрной академии наук и других госпредприятий.

5. Передача участка по наследству. Одна из теневых схем продажи пая в случае, если у пайщика нет наследников. Стоимость - 100, 500, 1000 $/га.

6. Договор мены. Одна из теневых схем продажи пая. Ограничена возможностью купить таким образом не более 100 га до 2015 года. Сегодня практически не используется из-за дороговизны операции.

7. Приобретение недвижимого имущества (ферм, транспортных площадок и др.) с сельхозземлями вокруг них. Одна из теневых схем продажи сельхозземель со сменой целевого назначения.

Михайлина СкорикМихайлина Скорик, журналістка
LB.ua в соцмережах: