В 2016 году вы поменяли свою айдентику, у вас сформировалась новая программа, которая выходит за рамки галереи благодаря своей образовательной программе. Какой вы видите сегодня работу Артсвита? Как менялись вы и ваша аудитория?
И.П.: То, какой была галерея Артсвит в первые месяцы работы, например, какая была аудитория мы знаем только из рассказов ее основателя, куратора и первых сотрудников. И, если углубиться, это очень интересная история. До открытия, концепт институции был довольно сумбурный, поскольку создатели были в первую очередь вдохновлены самим фактом открытия культурного пространства, трудились очень много и настойчиво. Так появилась галерея, задачи которой были достаточно альтруистическими и амбициозными: сделать что-то полезное для города и будущих поколений, также создать площадку международного уровня для развития украинских художников.
Спустя несколько первых месяцев галерея продолжила развиваться, трансформироваться, появились первые образовательные программы. Со временем наша работа все-таки переросла в новый формат и стала подобной той, которую предлагает арт-центр — это касается выставочной политики, образовательной программы и формирования своей коллекции, которая пополняется и по сей день.
Аудитория, соответственно, была очень разной: от профессиональных художников (членов Союза в том числе), коллекционеров, просто интересующихся культурой и искусством, до молодого поколения, представителей креативных профессий. К слову, последние сегодня составляют большинство наших постоянных посетителей.
За последние два года у нас появились партнеры, с которыми мы реализуем совместные проекты. Это культурные институции и организации в Украине, представительства иностранных государств, независимые кураторы, журналисты.
В.П.: Недавно мы поменяли свою айдентику и перешли в названии от латиницы к кириллице. В свою очередь мы выслушали ряд критических отзывов об этом, ведь обычно делают наоборот. Но мы понимаем, что работаем прежде всего в Украине и преимущественно с городской средой Днепра, и мы должны исходить из этого. Кроме того, эта смена логотипа отразила нашу смену нашей парадигмы, смену нашей аудитории, за все это время она значительно изменилась — это молодые архитекторы, дизайнеры, журналисты, студенты.
И.П.: Действительно, основной костяк нашей аудитории составляют молодые архитекторы, студенты архитектурной академии или молодые специалисты. К тому же, архитекторы в Днепре более открыты к современной культуре, чем студенты художественного училища, например.
На сегодняшний день актуальным остается вопрос о децентрализации и развитии культуры на местах. Увеличился ли интерес к Днепру за последнее время? Как вы чувствуете на себе развитие культурных процессов в регионах?
В.П.: В первую очередь мы не хотим говорить о Киеве как о центре, от которого всё «пляшет» и зависит. Уместнее говорить, о том, что децентрализация так или иначе происходит сама по себе, и этот процесс начался не сегодня и не вчера, и не только благодаря тому, что был принят соответствующий закон. И даже не потому, что многие сознательно говорят и будто «стимулируют» децентрализацию. Мы считаем, что по-большому счету, именно на местах появилась такая потребность и осознание самоценности, также желание, мечты и большой труд людей.
И.П.: Частично это желание создать культурную среду для самих себя, совместно с единомышленниками, которые не желают покидать город.
Я родом из Хмельницкого, маленького города. Всегда мечтала уехать и учиться в Киеве. Не столько потому, что мне не нравился мой город, но потому, что я знала, что на месте не смогу получить хорошее образование. Тогда цели вернуться у меня никогда не было. После шести лет учебы в Могилянке по личным обстоятельствам переехала в Днепр. Тогда это была маленькая трагедия. Сейчас я четко понимаю, что не хочу возвращаться в Киев (хотя не исключаю такой вариант). А также вижу, как много мы работаем (в Артсвите, команда Культуры Медиальной и другие), чтобы создать и развивать культурную среду Днепра. И все двигается с мертвой точки. Не стремительно, но уверенно. Это подкупает, хотя порой опускаются руки. К слову, и в Хмельницком сейчас зашевелились культурная жизнь (Центр современного искусства MASLO, например).
В.П.: Децентрализация происходит благодаря crazy people (в хорошем смысле этого слова) на местах, которые взваливают на себя огромную ношу, и благодаря их титаническому труду происходят изменения. Конечно, в прессе и в публичном дискурсе в угоду тренда всё больше звучат разные города, но опять-таки, звучат не как культурные пустоши, а звучат результаты работы этих людей.
И.П.: Мы ощущаем, что интерес к регионам сегодня стал «трендом». Но, наверное, это хороший тренд. Главное, чтобы это было искренне. Если СМИ говорят, что поддерживают региональные инициативы, значит они должны быть более контактными и открытыми к сотрудничеству.
Первые годы работы в Артсвите были приглашенные кураторы, которые работали над проектами. Сейчас по сути, вы исполняете эти функции и сами занимаетесь курированием. Как вы пришли к этому решению? Как обретался опыт?
В.П.: Есть такой личностный нюанс, когда чувствуешь себя неуверенно и не можешь оторваться от восприятия себя как менеджера-исполнителя и позиционировать себя как куратор, хотя безусловно, на данный момент мы с Ирой - уже смыслообразующее звено в галерее, и ответственность за всю деятельность и принятые решения лежит именно на нас. К тому же, при отсутствии образования (в нашей стране в принципе нет специальности «куратор»), и ты получаешь эти навыки как можешь. И в какой-то степени так, будто ты слепой котёнок. Особенно это чувствуется в Днепре. В такой ситуации назвать себя куратором кажется «незаконным», особенно с учётом других игроков более опытных в этом направлении, с иностранным профильным образованием.
И.П.: Неуверенность Виты, как мне кажется, продиктована снобизмом некоторых условно состоявшихся кураторов, которые воспринимают кураторство как особый титул, звание, а не как профессию. Ведь, по большому счету, куратор может быть крутой/хороший/плохой и т.д. Как и бухгалтер, учитель и т.д.
Мне кажется, в Украине слишком требовательны к кураторам. Это ступорит в развитии многих талантливых культурных менеджеров, искусствоведов, имеющих потенциал, но боящихся повальной критики. Я не говорю, что требовательность — это плохо, однако она должна быть здоровой и конструктивной. Поэтому всегда легче назвать себя культурным менеджером или координатором.
В своей визуальной программе сейчас Артсвит работает с разными кураторами. Мы приглашаем к сотрудничеству тех людей, с которыми разделяем взгляды и ценности в профессиональном поле, с которыми работаем в одной системе координат в плане современного искусства, которые разделяют наш интерес к региону и местной культурной среде, которые работают с современными молодыми авторами или исследуют наследие нашего города.
Сегодня мы с Витой — институциональные кураторы. Мы формируем программу на год, приглашаем кураторов, лекторов и художников, создаем образовательные программы, привлекаем партнеров, работаем с местными молодыми и очень молодыми авторами и многое другое. Формируем весь тот продукт, который видит наша аудитория.
Расскажите о ваших планах.
Вита Попова, Ирина Поликарчук: О предыдущем опыте говорить достаточно сложно, поскольку это работа, мысли, идеи и заслуги разных людей. Поэтому в нашем рассказе, наверное, больше прозвучала историческая сводка: какими были и какими стали. Хотелось бы больше говорить о том, что делали непосредственно мы. У нас есть вектор, в котором мы продолжаем двигаться. Это была и остается работа с местным культурно-историческим контекстом. Мы не можем развивать местную среду и стимулировать какие-то движения среди молодых авторов, если не знаем свое культурное наследие и если не можем его анализировать. Это «воскрешение» в проектах старых имен, анализ городской среды и ее реалий.
Кроме того — это развитие среды, и среды не только художников (это журналисты, которых очень не хватает на местах, критики, менеджеры, те же кураторы, коллекционеры, меценаты). К слову, на свое пятилетие мы будем открывать «дочернюю» площадку. Это небольшое пространство внутри Артсвита будет называться «Кімната» (интервью записывалось до празднования пятилетия, пространство "Комната" уже открылось - прим.ред). Галерея создаётся для работы с художниками, которые только начинают свою практику. У этого места будет больше свободы и открытости, так как Артсвит — это достаточно большое и уже требовательное пространство.
Также мы планируем работать над усилением образовательной программы и формированием ее для разной целевой аудитории.
Для нас важно исследовать культурное наследие города и стряхивать пыль истории, потому что Днепр на данный момент известен как индустриальный или постиндустриальный город, как «финансовая столица», «космическая столица», родина рейдерства и олигархов. Но кроме этого, город дал мировые имена в сфере культуры. Это Илья Кабаков, Олег Голосий, Вадим Сидур. Также явление Днепропетровской школы фотографии. Здесь был фотограф и кинооператор Александр Ковальчук. Имеется важнейшее архитектурное наследие - примеры брутализма и конструктивизма. Многие имена еще предстоит открыть. Поэтому, у нас и наших коллег впереди еще очень много работы.