Но на выборы-то всё равно идти надо. Всё равно придётся идти голосовать. Ведь очень как страстно хочется жизни сытой и сладкой! И хорошо бы, всё это получить в кратчайшие сроки и, желательно, без особых на то собственных жертв и усилий.
Вот тогда-то и начинают обуревать меня, вместе со всем нашим славным электоратом, сомнения: а может не все они такие уж плохие, эти народные кандидаты в депутаты, как кажутся? Может в этот раз мы проголосуем правильно, не за тех, а за других, за хороших, и хоть когда-нибудь, наконец, не ошибёмся? А за это они самоотверженно, не жалея живота своего, уж в этот раз наверняка, сделают в стране что-то такое важное, такое жутко необходимое, что всё в нашем вишнёвом царстве-государстве незамедлительно расцветёт и запахнет!.. Будет и у нас жизнь, наконец, как у них - «Повна хата «Пармалата»»!..
Погодите, погодите! Что, поверили?.. Ха-ха на вас! А ещё лучше – три ха-ха! Это же я про «покращення» просто так, тоже пошутил! Как говорится в Грибоедовском «Горе от ума»: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!». Вот и вы, тоже...
А всё потому, что в смутное предвыборное время доверчивость людей у нас в стране чудесным образом необъяснимо возрастает и ширится. Особенно, когда к народу начинают выходить зарегистрированные ЦИК, по отдельности и списком, пророки, учителя, блаженные и чудотворцы - это значит, в Украине началась предвыборная раздача слонов и материализация духов!..
Бедные мы, бедные... И не мудрено, что нас снова надурят, раз так плохо знаем историю. Ведь в ней всё уже было, всё неизбежно повторялось дважды, а то и трижды, но у нас оно, от хронического неизучения прошлого, каждый раз заканчивалось не фарсом, как у людей, а очередной национальной трагедией.
Ведь если бы в начале XIX века было уже придумано кино, а лучше всего, уже работало ТВ, то мне не пришлось бы сейчас объяснять вам – кто такой И.Я. Корейша и за что его люди любили. А так, что ж, слушайте эту историю и понимайте.
Иван Яковлевич Корейша, русский юродивый, которого многие до сих пор почитают, как ясновидящего и блаженного, родился 19 сентября 1783 в селе Иньково Смоленской губернии. Происходил он из семьи смоленского священника. Сначала необыкновенный юноша учился в семинарии, затем коротко в Духовной Академии.
По неизвестной причине будущий ясновидец отказался принять сан священника и несколько лет оставался учить детей в той же самой Смоленской семинарии.
Как повествует современный Корейше биограф: «Судя по всему, с детьми ему было так же скучно, как и с взрослыми. Жил он, прислушиваясь к чему-то, другим не слышимому. В 1806 году, в мае, прервал внезапно урок на полуслове, закрыл книжку и вышел из класса. Изумлённые дети увидели в окно, как он идёт через школьный двор, выходит за околицу и исчезает в дорожной пыли».
Таким образом, 7 мая 1806 года Иван Яковлевич без денег и вещей покинул духовное училище и отправился в свой подвижнический путь. Отправился он не куда-нибудь, а сразу в Киево-Печерскую лавру. Смекаете?..
Лишь через два года, вернувшись домой из долгих странствий, паломник поселился в заброшенной бане на огородах, где нашёл себе пропитание, обрёл желанное уединение и начал наставлять приходивших к нему сограждан посредством премудрого юродства.
Но жители Смоленска, зная непорочную жизнь его с юных лет и привыкшие видеть в нём праведника высокой жизни, считали безумие его мнимым, притворным и стали надоедать ему с разными житейскими вопросами. Поэтому блаженный на дверях баньки, в которой стал жить подобно келье, прикрепил объявление, чтобы желающий видеть его и пользоваться его беседой, входил к нему не иначе, как вползая на коленях. Почти каждое утро слышно было Иоанна Яковлевича, поющего в своем незавидном помещении баньки духовные псалмы.
Однако по злой воле власть имущих поместили его в 1813 году в городскую больницу г. Смоленска, а в 1817-м перевели в сумасшедший дом в Москве, на Преображенке. Бросили его в сырой подвал для буйных помешанных на пук сырой соломы и приковали цепью к стене.
Весь остаток своей жизни, полной горя, лишений и истязаний, почти сорок четыре года, провёл блаженный мученик и терпеливец Иван Яковлевич Корейша в стенах этого лечебного учреждения.
Жизнь его была горька. Но и в этой юдоли слёз блаженный был велик – он придумал себе поэтический псевдоним, которым стал подписывать свои провидческие послания: «Студент холодных вод».
Даже приносимую ему на завтрак, обед, ужин еду, он поэтично превращал в месиво, в таком виде ел сам и угощал ею окружающих.
В конце концов, новость о чудотворце быстро разнеслась по всей Москве, и здесь повторилась та же история, что и в Смоленске - к юродивому потянулись целые толпы страждущих.
Популярность его стала столь велика, что вскоре Ивана Яковлевича даже перевели в отдельную просторную палату. Однако немедля скинув с кровати чистое бельё на пол и «ища тесноты для отнятии покоя у тела», он примостился в углу у печки, оградив себя чертой, которую никогда не преступал сам и которую не позволял преступать никому. С тех пор блаженного уже никто не видел сидящим. Посетителей он принимал стоя или лёжа. Писал он также стоя. Говорил о себе в третьем лице, называл себя на «Вы» и только по имени отчеству.
Даже Достоевский упомянул об Иване Яковлевиче в своём романе «Бесы», под видом, правда, некоего Семена Яковлевича:
«Это был довольно большой, одутловатый, желтый лицом человек, лет пятидесяти пяти, белокурый и лысый, с жидкими волосами, бривший бороду, с раздутою правою щекой и как бы несколько перекосившимся ртом, с большою бородавкой близ правой ноздри, с узенькими глазками и спокойным, солидным, заспанным выражением лица».
Следует также сказать, да простят меня дамы, что палата, где находился целитель, была необыкновенно грязна, ведь по настоянию самого Ивана Яковлевича она не убиралась. По воспоминаниям доктора Демулена, помещение Корейши походило на логово животного, а не на медицинскую палату: «Сам Иван Яковлевич лежал на полу, на слое песка, прикрытый лоскутным и настолько грязным одеялом, что от одного его вида тошнота подступала к горлу. Грудь его была покрыта волосами и грязью. Подушки тоже покрыты грязью и жуткими слоями сала».
Напротив его лежанки располагался диван для посетителей, а у дверей, перед входом в палату, стояла всегда полная кружка для пожертвований больнице. Поначалу общение с посетителями происходило обычными репликами, но зачастую гости слышали в ответ лишь глухое, бессвязное бормотание или просто ответ невпопад, так что даже находившиеся рядом "подсказчицы-переводчицы" вынуждены были констатировать: "Он ныне невнятен".
Но монотонное пророчествование о женихах, младенцах, болезнях, покражах и природных катаклизмах быстро утомляло провидца. Со временем Корейша начал писать записочки. Эти записочки его поклонницы потом носили на кресте, считая, что от них исходит целебная сила.
«Чем кончится в Сенате у раба Б.?» - спрашивали у него, - «Кто больше знает, подавай тому свет Вивлае. Во Хирас», – следовал глубокомысленный ответ Ивана Яковлевича. А на вопрос в записке, что случится с рабом Александром, запиской же и отвечал: «Александрос Львос Филиппа Висилавсу Македону урбсу». Вот так вот…
По мнению И. Г. Прыжова, историка и этнографа, а по совместительству ещё и горького пьяницы (я о нём непременно вам как-нибудь тоже расскажу!), столь сильное воздействие слов Корейши на публику легко объяснялось: «Его предсказания всегда были „загадочны“, вплоть до полного отсутствия смысла. В них можно было увидеть что угодно, объяснялись они очень близко к мыслям самого просителя и потому непременно сбывались».
Кстати, записочки Корейши напомнили мне катрены месье Нострадамуса, вроде:
«У подножия горной цепи Гиен поражён Небом, Недалеко оттуда спрятано сокровище,
Которое собиралось долгие века.
Нашедший его умрет от удара в глаз пружиной».
Правда, ведь, неглупо?.. Или такое:
«Глубоко залегающая белая глина питает скалу, Которая выходит молочного цвета из пропасти.
Напрасно страдающие не решатся её тронуть,
Не зная, что в глубине есть глинистая почва».
Ну, скажите, разве не прелесть!.. И народ уже почти пятьсот лет от подобных «откровений» повсеместно тащится!..
В этой компании не хватает ещё одного «провидца», сына ямщика Ефима Вилкина, сибирского хлыста Григория Ефимовича Новых, известного больше под именем Григорий Распутин. Да мало ли их у нас было.
Тот же Прыжов представляет Корейшу лишь наиболее влиятельным из множества самозваных пророков, вольно или невольно одурманивающих своим влиянием необразованный русский народ: «Подобных ему вы найдёте во всех городах России, во всех углах её. Около этих существ собирается всякая нечисть, в них веруют, ими держится, от них расходится в разные стороны всё, что ни есть враждебного народу, христианству, всё, что ни есть фанатического, суеверного, грубого, жестокого».
Биографы рассказывают, что юродивый мог броситься на гостя, чтобы облить или обмазать его нечистотами, кидался всем, что попадалось под руку, или наоборот заставлял посетителей убирать за собой, а то и просто вываливал еду гостю на голову. Тот же доктор Демулен был крайне шокирован увиденным: «Странно, что такой грязный человек, вызывающий омерзение, был объектом поклонения». Но посетителей Корейшы нисколько не смущала подобная экстравагантность пророка, наоборот, всё происходящее они понимали как загаданную им загадку, пытались отыскать, и обычно находили в эксцентричных выходках блаженного желаемый смысл.
Многие побывавшие у Корейши были уверены, что Иван Яковлевич никакой не сумасшедший, он просто искусно притворяется таковым, а на самом деле есть великий подвижник и мудрец, добровольно презревший мир со всеми его благами, и принявший вольную нищету и юродство, которое и св. отцами церкви признается за самое высокое подвижничество.
В общем, под конец жизни Корейша стал известен на всю страну. Блаженного, в способность прорицания и целения которого верила вся неграмотная и две трети грамотной Москвы, посещало до 60, а по другим источникам, даже до 100 посетителей в день, преимущественно женщины!
Но 18 сентября 1861 г., неотлучно прожив 44 года в Московской психиатрической больнице, 78-летний старец наконец скончался. Как и вся его жизнь, столь же «поэтичной» стала и его кончина. Как рассказывают, Иван Яковлевич принимал людей до последней минуты и давал им духовные советы и наставления. Отпустив последнюю женщину, он помолчал немного, приподнял руку и сказал громко: "Спаситеся, спаситеся, спасена буди вся земля!". И испустил дух. Аминь!..
Годы шли… Уже сто пятьдесят лет минуло с той поры, но и теперь приходят на могилку к Ивану Яковлевичу люди и просят утешения в скорбях и болезнях, вразумления и заступления. Погребён блаженный старец на Черкизовском кладбище в городе Москве. Могилка его справа от центрального входа. Записали?..
В общем, такие, вот, дела. Сейчас слушаешь эту трагикомичную историю и отчётливо понимаешь, что Корейши появляются тогда, когда они нужны обществу. Вот, например, как сейчас у нас. «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад", - писал когда-то о таких, как мы с вами, дурачках, поэт Пушкин. И что, скажете, он был не прав?..