«Это – первый!»
«Благодаря (этому) кинофестивалю в наш город пришло большое кино!». «Это первый кинофестиваль такого уровня для Санкт-Петербурга. Думаю, такой пробный шаг для нас был успешным». Такую публичную оценку состоявшемуся в северной столице России первому Международному кинофестивалю в рамках третьего питерского международного кинофорума дали представители комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга. Позиция, скажем прямо, весьма странная. Тем более, что этот город всегда был одним из главных кинематографических центров бывшего СССР, а в последние 22 года именно здесь проходит один из крупнейших в мире фестивалей документального кино «Послание к человеку».
Что-то подобное было и в Украине, когда киевская власть стала раскручивать удивительное мероприятие – «Первый (а потом ещё и второй) Киевский международный кинофестиваль», не имевший ни лица, ни авторитета, ни, похоже, даже желания добиться всего этого. Опозорившийся КМКФ никто больше вспоминает, зато старейший украинский КМКФ «Молодость» живет и здравствует, и в этом году состоится в 42-й раз. Прошлый, второй Санкт-Петербургский международный кинофорум прошел в июле 2011-го с небывалым размахом. В его рамках состоялся крупный международный кинофестиваль с именитыми гостями, серьезным кино, конкурсной программой и массой вип-вечеринок для ее участников.
За год много воды утекло. В Питере сменилась власть, и еще за несколько месяцев до проведения форума было непонятно, состоится ли третий форум вообще. Важным на тот момент стало то, что прежнему председателю комитета по культуре СПб (26 июля с. г. со скандалом ушедшего в отставку) Дмитрию Месхиеву пришла безумно новаторская идея объединить целый ряд известных питерских кинофестивалей – «Послание к человеку», открытый фестиваль фильмов студентов киношкол «Начало» и XX Всероссийский Государственный кинофестиваль «Виват кино России!». Провести все это решили совместно с новосозданным Санкт-Петербургским международным кинофестивалем и привязали к проходящему в последнюю декаду сентября «Посланию к человеку» - единственному в городе фестивалю класса «А» в категории «Неигровое кино» (по классификации Международной ассоциации федераций кинопродюсеров FIAPF). Для организации СПб МКФ была приглашена абсолютно новая команда Как я уже писал ранее, в его дирекцию и отборочную комиссию вошли настоящие профессионалы: опытный деятель киноиндустрии, открывший миру финский кинематограф и братьев Каурисмяки, программный директор многих кинофестивалей (включая Московский международный) Кирси Тюккюляйнен. А также - директор Таллиннского кинофестиваля «Тёмные ночи» Тийна Локк, директор Хельсинского кинофестиваля Пекка Ланерва и известный критик и киновед Алексей Дунаевский.
В основную конкурсную программу они отобрали 14 фильмов из разных стран мира. В чем-то их выбор удивил. Например, включением фильма «Ведьма войны» Кима Нгуена (Канада), участника последнего Берлинале, завоевавшего там «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль (Рашель Мванза), и получившего приз за лучший игровой фильм на кинофестивале «Трайбека» в Нью-Йорке. Такие «странности отбора» были присущи прошедшему также в сентябре Севастопольскому международному кинофестивалю, непонятно с какого перепугу включившему в свой основной конкурс «Любовь» Михаэля Ханеке (обладателя Золотой пальмовой ветви Каннского МКФ!!!) и «Дыхание» Карла Марковица (гран-при Киевского МКФ «Молодость»!). Если таким образом они хотели поставить себя в один ряд с главными киносмотрами планеты, то результат они получили скорее прямо противоположный. Для отбора уже титулованных картин в конкурс много ума отборщикам не нужно. Скорее всего, в Севастополе их вообще не было.
Провал Балабанова и триумф Пошкуса
Можно принять искреннее желание отборщиков СПб МКФ пригласить в конкурс российскую ленту. С большим трудом (по словам председателя отборочной комиссии МКФ Алексея Дунаевского) они заполучили свежую картину мэтра нового российского кино Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Было бы странно, если бы в итоге она осталась без наград. Но приз за лучшую режиссуру на кинофестивале режиссер получил явно не за свое мастерство. Тем не менее, эта абсолютно провальная картина (слабейший сценарий, претенциозная отсылка к «Сталкеру» Тарковского кто бы что ни говорил, безыскусно и навязчиво наложенная музыка «Аукцыона», безграмотный монтаж, предсказуемый сюжет) была более чем благосклонно принята российскими критиками. Это и неудивительно: Алексей Балабанов один из тех режиссеров, кому абсолютно наплевать на зрителя. Видать, посему он «переключился» на съемки картин для критиков. Хотя, наверное, и на последних ему тоже, вообщем-то начихать с большой колокольни. Той, которая одаривает Счастьем лишь избранных мира сего (см. «Я хочу тоже»).
Разочаровало и вручение приза за лучшую мужскую роль. Ее получил замечательный грузинский актер Мераб Нинидзе за участие в картине Дито Цинцадзе «Вторжение» (ФРГ – Австрия). Фильм о том, как незваные, но любезные гости превращаются во враждебных агрессивных захватчиков напомнил лучшую картину позднего периода творчества Клода Шаброля «Церемония». Однако на голову выше Нинидзе была выдающаяся работа исполнителя главной роли Бургхарта Клаусснера. Как отметила член международного жюри фестиваля, продюсер Елена Яцура, вначале планировалось вручить призы за лучшую мужскую роль обоим актерам, но из-за жесткого регламента Клаусснеру пришлось дать диплом.
Приз зрительских симпатий получил Мика Каурисмяки за фильм «Дорога на север». Я не раз уже писал о том, что именно финское кино ментально гораздо ближе россиянам, чем кино Польши, Испании или ФРГ. Действительно ли картина Мики была лучше всех принята зрителями в Санкт-Петербурге, сказать не могу, поскольку увидеть ее я не смог.
Сам режиссер рассказал, что сейчас готовится к первой своей большой кинопостановке – фильме о шведской королеве Кристине. «Бюджет будет очень большой. Думаю, что фильм станет у меня самым лучшим в карьере», - без лишней скромности заявил он.
Довольно много в конкурсной программе СПб МКФ было представлено фильмов, повествующих о жизни в так называемых экзотических странах – Марокко, Колумбия, Конго. Именно в последней стране разворачивается сюжет уже упоминаемой картины «Ведьма войны». Режиссер Ким Нгуен рассказал, что идея создания фильма возникла у него еще 10 лет назад. История 12-летней девчушки, волею судьбы ставшей жестоким и беспощадным солдатом в повстанческой армии Республики Конго для Кима стала попыткой дать дань уважения жителям африканского континента, «чья человечность всегда будет преодолевать ужасы войны». Полностью снятая непосредственно в Конго картина в самом деле впечатляет. «Работать с конголезскими актерами было довольно просто, несмотря на то, что они непрофессионалы, - признал Ким Нгуен. – Они сильные актеры от природы своей. Они играли самих себя. Им ничего не нужно было придумывать, всему показанному в фильме их научила сама жизнь».
Главной победой питерского кинофестиваля стало присуждение гран-при во всех отношениях замечательной картине «Крутая Колка» Юриса Пошкуса (Латвия). Этот трогательный оммаж черно-белому кино и одновременно реалистичная и бесконечно человечная картина о сельской молодежи получила приз «за необыкновенное отображение праздной и скучной жизни, за поэтичность и умение передать детали и нюансы повседневной жизни посредством кинематографа, в особенности тоски, утраченной любви и эмоциональной опустошенности». «Я очень переживал, как фильм воспримут зрители за пределами Латвии. К тому же, это был первый ее показ за пределами моей страны, - рассказал мне Юрис Пошкус. – И я рад, что мои тревоги оказались напрасными. Надеюсь, что благодаря победе на кинофестивале «Крутую Колку» смогут увидеть многие зрители, в том числе и в Украине».
Куда пропал Кустурица?
При всех очевидных плюсах прошедшего Кинофорума, он породил немало вопросов. Так осталось непонятным, зачем понадобилось объединить четыре кинофестиваля в одном городе в одно и то же время? В результате киноманам приходилось в прямом смысле разрываться между разными кинотеатрами и проходящими параллельно гала-показами, мировыми и российскими премьерами, мастер-классами и презентациями. «То, что в Санкт-Петербурге проводят четыре больших кинособытия вовсе не значит, что журналистам будет отведено в четыре раза больше площадей для их освещения!» - отметила питерская журналистка Ольга Шервуд.
Представители же самого Кинофорума остались довольны. Кирси Тюккюляйнен порадовало большое количество зрителей на сеансах Первого СПб МКФ. «Объединение разных кинофестивалей – обычная практика. Так происходит, к примеру, в Таллинне», - подчеркнула она. Хотя на самом деле, все кинособытия в столице Эстонии разведены во времени, и всего лишь следуют один за другим. Вряд ли им там приходит в голову соединить все в одну кучу.
Весьма странной оказалась и церемония закрытия третьего питерского Кинофорума. Ни единым словом на ней не вспомнили приезжавшего сюда в качестве председателя международного жюри Эмира Кустурицу. Куда он делся и чего так рано уехал так и осталось загадкой. Не поблагодарили инициаторов проведения прежних форумов. Не вспомнили (а некоторых даже не пригласили на торжественную церемонию!) директоров проходящих в рамках кинофорума фестивалей. Было непонятно, зачем фестивалю понадобился почетный президент, коим за считанные дни до проведения смотра согласился стать Василий Лановой. О нем тоже не вспомнили. Сама церемония была проведена в формате какой-то сельской вечеринки. Осталось и ощущение неопределенности – что будет с Кинофорумом в дальнейшем и ждать ли питерцам проведения безымянного второго международного кинофестиваля в 2013 году?
Правда, организаторы держались уверенно. А известнейший немецкий культуролог, член международного жюри Эрика Грегор призналась, что неделя, проведенная в Петербурге оказалась очень насыщенной и интересной. «Городу нужен такой фестиваль», - добавила она и предложила в дальнейшем проводить побольше ретроспектив фильмов 1920-х годов, отметив, что многие из питерских зрителей совсем не знают кино и режиссеров того времени.
В следующих постах будут подведены итоги кинофестиваля «Послание к человеку». Также вас ждут интервью с выдающимися деятелями кино – великим грузинским актером Кахи Кавсадзе, выдающимся сценаристом и режиссером Наной Джанелидзе, а также со звездой современного венгерского кино – режиссером Дьёрдем Пальфи («Икота», «Таксидермия», «Окончательный монтаж – Дамы и господа!»).