Это неожиданное напоминание о том, как много людей проживает в северной столице России, постоянно всплывало в голове, когда я сталкивался с полупустыми залами на многих показах нескольких кинофестивалей, объединенных в одном месте и в одно время под вывеской "Санкт-Петербургский международный кинофорум-2012". "А все сейчас на Кустурице", - так объяснил отсутствие аншлага на вечерних сеансах 23 сентября один из работников кинотеатра "Родина" (расположенного тут же, на Манежной).
Учитывая то, что некоторые из заявленных гостей Кинофорума сюда так и не доехали (к примеру, муза Ингмара Бергмана Харриет Андерссон - якобы по причине проблем с получением российской визы) все внимание первых дней первого Санкт-Петербургского международного кинофестиваля (основного события в рамках Кинофорума) было приковано к продюсеру и режиссеру Йорну Доннеру, который, в частности, финансировал создание знаменитой картины "Фанни и Александр". Невольными аутсайдерами стали пресс-конференции с создателями конкурсных фильмов фестиваля: чтобы хоть как-то заполнить пустоты в конференц-зале, организаторы "сгоняли" всех оказавшихся поблизости журналистов.
Наибольший же ажиотаж вызвало появление на публике Эмира Кустурицы. И хотя промозглая и дождливая питерская погода отпугнула многих, концерт его оркестра на Манежной площади прошел "на бис". Впрочем, организаторы концерта были к этому готовы. Как рассказали они автору этих строк, для Питера это обычное явление, "поэтому они и не рассчитывали, что в такую непогоду будет переполнена площадь".
Яблоку негде было упасть на состоявшейся на следующий день пресс-конференции с именитым балканским режиссером. Кустурица был "в ударе" и не просто отвечал на вопросы, а провел своеобразный мастер-класс для журналистов, во время которого признался в любви к советскому кинематографу.
- Все метафоры в моих картинах на самом деле рождены благодаря кинематографу Александра Довженко. Я сожалею, что ваши (российские) кинорежиссеры не используют этот кладезь, а лишь имитируют тот мусор, который заполонил киноэкраны, - отметил Кустурица.
Режиссер рассказал, что в данный момент приступает к работе над новым фильмом с рабочим названием "Любовь и война". В нем будут рассказаны три истории "человека в разные периоды истории его страны". Сам Эмир сыграет в картине одну из главных ролей. На экраны она должна выйти примерно через год, но организаторы Кинофорума уже "вырвали" у Кустурицы обещание привезти эту картину на один из следующих своих кинофестивалей.
Из конкурсной программы Кинофорума пока удалось посмотреть лишь несколько картин: "Дети Сараево" Айды Бегич (Босния и Герцеговина) о жизни молодых людей, переживших войну в постсоциалистическое время и "Внутри" Зеки Демиркубуза (Турция), основанного на "Записках из подполья" Достоевского, перенесенных в наше время.
Не прошел незамеченным и новый фильм именитого филиппинского режиссера Брийанте Мендосы "Захваченные", который, впрочем, значительно уступает прославившей его "Резни". Несмотря на жесткие картины, которые снимает Мендоса, в жизни он оказался веселым и доброжелательным человеком. На пресс-конференции режиссер рассказал о съемках «Захваченных», главную роль в которой сыграла Изабель Юппер. Он основан на реальных событиях, некоторые из участников которых еще живы, и режиссер встречался с ними, слушал их рассказы, чтобы все сцены максимально точно соответствовали тому, что происходило на самом деле. По словам Мендосы, филиппинское кино сейчас выходит на мировую арену, чему в немалой мере способствует и он сам. В ближайших планах режиссера создание «Проекта Мендосы», основной целью которого станет его продюсирование картин молодых режиссеров. На вопрос, считает ли он себя счастливым человеком, Мендоса ответил: «Я счастлив, потому что я знаю, чего хочу».