Идем себе под ручку, тихонько, не торопясь», – так писал в своей, пожалуй, лучшей французской книге «Записки зеваки» наш удивительный земляк – Виктор Платонович Некрасов, автор знаменитой повести «В окопах Сталинграда» – надолго покидавший свой любимый Киев лишь дважды: уходя на фронт в 41-м и уезжая в пожизненную парижскую эмиграцию в 74-м.
«Доходим до громадного плаката на глухой стене дома: «Пийте, друзі, вітаміни, натуральні свіжі соки, і рум’янцем неодмінно запалають ваші щоки». Мама каждый раз возмущается: «Зачем надо, чтобы у меня пылали щеки? Кто придумал, что это красиво?». А на площади Калинина на доме всю ночь вспыхивает и гаснет: «Хто морозиво вживає, той квітучий вигляд має». Мать тоже пожимает плечами: «Всю жизнь ем мороженое, и никогда этого не замечала».
О, киевская реклама, мигающая, вспыхивающая, переливающаяся! Она далеко обогнала примитивные московские призывы «Аэрофлота» и сберкасс пользоваться их услугами и, пожалуй, даже Бродвей. У нас она в изысканной стихотворной форме.
«Якості найкращі сконцентровані саме в нім, в цукрі рафінованім».
«Кришталь, скловироби, термоси виробництва Київського склозаводу художнього, хай будуть в квартирі у кожного».
«Піаніно, баяни, бандури не треба шукати довго. Адреса точна – в магазинах “Київкультторга”».
И так далее, в том же духе. Разве плохо?..».
Отлично, Виктор Платонович! Просто супер! Особенно если сравнить ту, вашу рекламу с нашей, нынешней.
Прохожу недавно по центральной улице страны мимо станции метро «Крещатик». Высится билборд. На нем реклама модного спорт-бара.
Сексапильная блондинка в минимальном купальнике застыла в позе, которая в среде проктологов называется коленно-локтевая. Сбоку метровые буквы: «Каждый гол дорог, каждое очко – ценно». Мило! Очень мило!..
Майдан. Подземный переход под главной площадью страны. Стены украшены многометровым полотнищем некоей телекомпании «G». Ее творческие работники активно приглашают вас посмотреть ближайшим субботним вечером выпуск новостей под остроумным названием «Врахуй». А что, разве не смешно? Догадливые прохожие тут же убрали фломастерами и наклейками несколько лишних букв. Теперь телеюмор стал понятен всем.
Бессарабская площадь порадовала тонкой рекламой ресторана японской кухни: над порцией суши нависают палочки для еды, украшенные короткой гофрированной юбочкой. Надпись рядом на недоукраинском гласит – «Роздвинь палички». Хорошая мысль!.. Но явно не японская.
До революции, кстати, на этом месте стоял магазин «Слава». И рекламировал он себя так: «Целая орава в магазине «Слава». Дети очень рады – нравятся наряды: есть пальто для Вани и сачок для Мани, платье впору Миле, шубка есть для Вили; все наряды восхищенье и дешевизна на удивленье». Эх, славные были времена!..
А теперь, на противоположном конце Крещатика, на Европейской (!) площади, возле Национальной (!!) филармонии над киевлянами и гостями Киева возвышается могучий билборд – рекламируется фестиваль восточных пельменей. Широко открытый дамский ротик с ярко накрашенными губами заткнут рекламируемым изделием. И сбоку аршинная надпись – «Візьми до рота»… Невероятно!.. Не знаю, как вы, а я в очередной раз душевно поскорбел за свою столицу – «Мать городов русских», древний и мудрый Киев.
В финале французской книги В.Некрасова «Записки зеваки» есть такие слова:
«– Ну, а Киев? Твой родной Киев? Небось, скучаешь?
– Нет, не скучаю я по Киеву… Я разлюбил его. Разлюбил потому, что он разлюбил меня».
Вот так. Похоже, что скоро и я присоединюсь.