Это было СОБЫТИЕ! Фестиваль, где был ряд выставок, мастер-классы, лекции, туссовки - всё для фотографов. Точнее, для понимания фотографии как СОВРЕМЕННОГО искусства.Конечно, для этого был необходим инициатор, да ещё и энтузиаст. Им является Екатерина Радченко, сама фотограф, к тому же сумевшая заграницей поучиться, поработать и пожить (понять изнутри).
Описывать ничего не буду, поскольку Катя достаточно подробно в двух своих интервью, («Korydor.in.ua» и «Art Ukraine») всё описала, поведала: и идею, и цель, и задачи. Начну с обстоятельств: погода была УЖЖАСАЮЩЕЙ: было неимоверно холодно, лил дождь. Нет, не просто «лил», + был «буревій», ломало деревья, зонты, болтались жестяные фрагменты (?) крыш; словом, cats and dogs raining. Всё же Страстная неделя/пятница там... Но всё равно было неловко за Одессу.
Центральная выставка в МСИО разноплановая (это хорошо?): и тонкая, нежная, трогательная в архивной части; и иронично-злобноватая о 70-х годах от Юрия Бойко; очень точной стала работа Николая Лукина, в ней по стерео принципу переливается Одесса прошлого и настоящего. Её НАСТОЯЩЕГО уничтожения! Когда в архитектурный ансамбль города «впаивают» страшилки небоскрёбы, а старые дома доводят до полного саморазрушения. Ещё там были «селфики», которые я презираю, что бы вы не придумывали в их опрадание. Действительно экспозиция многогранна и есть что посмотреть.
О выставке «Одесса-Марсель» говорить не буду, - это и так понятно: отчёт о взаимном обмене художниками-представителями городов. Где француз подробнейшим образом посвящал в свою раритетную, стариннейшую технологию, оставляя за скобками вопрос pourquoi?
Не менее сложным является производство 3D образов Клаудии Кунин, которые нужно/ можно было рассматривать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в спецочках, что не могло не разддражать (меня, как консерватора) или развлекать.Однако тему семейных легенд отлично характеризовало: там всплывали как привидения образы родных, похоже, умерших. В дополнение той же ночью у меня в проходной комнате начали падать предметы, что-то/кто-то стучал. Я, походевшая, думала: «Неужели семья Бучинских, в квартире которых я проживаю, всполошилась?»
Затем были развешаны огромные грузинские фото на Здании гостиницы, на Дерибассовской, которые под тем же ужасным ливнем мокли.
Зато выставка «Реанимация» при кураторстве Романа Пятовки прям-таки поразила: вот где было настоящее современное искусство. Там были и изображения, как на то надеялась Катерина Радченко, новейшие по стилистике и ВИДЕНИЮ. С не менее любопытными приписками-пояснениями, уже самими по себе достаточными; более того, фотографии там оформлены в объекты, инсталяции – они объемны, причём благодаря органичной каждой из них задумке. В ход пошли нитки с гвоздями, фильтры, пластик, сверление, закручивание, обрамление... И это работает! И это «читается», воспринимается. Ну, а если учесть, что это – результат сотрудничества украинских фотографов с польским куратором, то результат налицо. Браво. Мне даже кажется, что эта экспозиция более «долгоиграющая», - привлекающая внимание и дающая пишу для размышлений.
Повторю: фестиваль «The photodays. Odessa-Batumi» стал событием для нашего города, да и Украины, хоть светил отечественного фотоискусства не было. Зато было иноземцы, которые сотрудничали; молодые творцы к нам, сюда приехали фактически со всех уголков Украины. А одесситам теперь есть на что посмотреть, может, даже и подумать, а то город совсем уж стал захолустным.
Хотя-хотя, была, вот намедни большая выставка классика немецкой фотографии Arno Fischer'а от самого «IFA» (Институт Фото Искусства Германии)...