ГлавнаяБлоги

Магистр Берсон и его Наталка

Одни патриоты бывают показные, деланные, то чуба отпустят, то вышиванку по-аляповатее натянут. Это я про украинских граждан, которым время от времени приходится демонстрировать свою якобы приверженность идее государственности и независимости. Есть люди другого рода. Те, кто не словами, только, а больше своими последовательными поступками утверждают что украинское, не значит второсортное, а свою перфекцию доводят до лучших мировых стандартов.

__Регионы __Регионы , Блог о регионах

Шоу по культовому произведению Ивана Котляревского "Наталка Полтавка" создал в Николаевском академическом украинском театре драмы и музыкальной комедии народный артист Украины Николай Берсон. Мне вчера повезло побывать на одном из первых представлений. Как обычно "яблоку негде было упасть". При том, что добрая половина зала - молодые люди. Для них в спектакле очень бережно и точно воспроизведены костюмы полтавщины начала 19-века и хоровое полифоничное пение. Артефакты, которые считаются практически утраченными и не конвертируемыми. А еще - ни в каком популярном учебнике сегодня не встретишь такой точной реконструкции свадебных обрядов.

Фото: http://nikvesti.com

Душа народа - его обычаи, истинное хранилище этой информации - среда обитания.

Украинский этнос долгие столетия был сельским. Именно в селе и хранят традиции предсвадебные, свадебные. Но во-первых, не во всех современных селах, а во вторых, в микродозах. Здесь ярко проявляется специализация директора театра не только как администратора, но и как ученого-исследователя. Спектакль, который конечно не в полном объеме воспроизводит пьесу 1819 года, зритель ведь поменялся на 2 столетия! И тут нельзя не согласиться с Николаем Семеновичем Берсоном, который накануне премьеры получил награду "Патриот Украины" за проявленный патриотизм и служение Украине: "Осовременить классику, чтобы ее интересно было воспринимать современникам интернета - значит брать на себя ответственность!"

Этно-культурный проект по культовой пьесе 1-го украинского писателя и драматурга, в исполнении Николаевского украинского театра собрал ярких мастеров со всей Украины и этим он особенно ценен. Режиссёр-постановщик Сергей Павлюк из Херсона, художник-постановщик и по костюмам Сергей и Наталья Рыдванецкие из Черкасс, хореограф - Мирослав Воротняк из Коломыи, композитор-аранжировщик Олег Коструб из Херсона, хормейстеры - заслуженная артистка Украины Ружена Рублева (Херсон) и Людмила Головащенко из Николаева. Не могу не отметить и актеров любовного треугольника Наталка (актриса Елена Галушка) Возный (Павел Чирва) и Петро (Максим Руденко) не только вызывали аплодисменты своей талантливой и убедительной игрой, но и откровенно делились энергетикой с залом. Комичность и правдивость повествования в игре актера Вячеслав Кушикова сделала Макогоненко, выборного села очень современным персонажем, только вышедшим, например из Верховной Рады.

Фото: http://nikvesti.com

Так как украинский танец, является одним из самых "разработанных" кодоносцев души, совершенно очевидно, что постановщик "нагрузил" балет театра различными номерами. И актрисы балета и мужская половина создали точный темпоритм спектаклю, который пролетает перед зрителем быстрее некоторых голливудских блокбастеров. Хочется отметить и заместителя директора по постановочной части заслуженного работника культуры Аркадия Розенблюма: сцена "работала" без заминок и очень емко и пластично.

Я не случайно считаю Николая Берсона самым последовательным патриотом и государственником. Он мог бы и дальше почивать на заслуженных лаврах, а не экспериментировать и просвещать. Но так уж устроен человек ответственный, что он не ждет высочайшего соизволение. Берет на себя право в том числе на неуспех.

Но чем лучшие, творческие личности типа Берсона, отличаются в нашем государстве от менеджеров, например, в промышленном секторе: последние не делают себе "харакири" даже если неуспех сопровождает их деятельность 2 десятка лет! Человек творческий, который открыт самой рампой зрителю, то есть конечному потребителю - обязан завязывать отношения, воспитывать вкус и заставлять думать. Все это можно и не делать, тогда зритель утверждает "не верю!" и уходит в другой театра или усаживается перед телевизором.

Социокультурный менеджмент, наверное самый емкий и пластичный из разделов науки об управлении. Те кто им овладевает, имеет право создавать веяния, тренды. Такой спектакль феномен не только для культурного ландшафта Николаевщины. Я думаю, что и фестиваль "Мельпомена Таврии", который будет проходить в конце мая в Херсоне, по-достоинству оценит эту новую работу украинского театра из Николаева.

Хочу верить, что этот спектакль ждет очень успешная заграничная гастрольная судьба. Например в Москве и Брюсселе, при соответствующем сопровождении его ждет успех. Главное, он работает на понимание чего хотят украинцы в жизни! Именно понимания пытался достичь масон Котляревский, сегодня это убедительно сделал постановкой Николай Берсон.

__Регионы __Регионы , Блог о регионах