Каким должен быть революционер будущего? Его вообще не должно быть.
Лех Валенса
По сомнительным результатам революционных событий во Франции 1968 г. их активный участник Паскаль Лене написал роман-размышление «Ирреволюция» (1971). Лейтмотив художественной рефлексии молодого французского интеллектуала выглядел внешне парадоксально: «Революцию спасли жандармы»!..
Сравнивая социально-политическую атмосферу, доминировавшую во французском обществе накануне и после революционных событий, анализируя цели лидеров и, что видится ключевым, осмысливая полное безразличие к ним со стороны тех, ради кого делалась эта революция - французского общества, - «новый левый» автор сделал внешне парадоксальный, но внутренне глубокий и содержательный вывод. По мнению П. Лене, поражение революции 1968 г. оказалось для нее благом - потому что провозглашенные ею идеи и идеалы просто не могли быть востребованы обществом; их содержание не несло в себе ни четко выраженных социально-политических целей, ни понятных простым людям и достижимых планов для полноценной их реализации в жизненной практике.
Сегодня социально-политическая ситуация в Украине во многом напоминает ту, что была во Франции полвека назад. Смакование романтических перспектив революционного бунта - одна из самых излюбленных тем политических публицистов отечественного разлива. Не менее популярна революционная тема и в среде отечественного политикума, а особенно маргинального. По их мнению, скорый революционный всплеск в Украине почти неизбежен…
Интерес этих социально-политических «стай товарищей» к революционной тематике, понятно, отнюдь не случаен. Ведь гребень революционной волны - очень перспективная стартовая площадка для приобщения к сопутствующим благам. Тогда как «общественные интересы», к которым апеллируют страждущие власти, постепенно - в силу якобы объективной «революционной целесообразности» - становятся сначала второстепенны, потом - третьестепенны, и так далее…
Немецкая журналистка и историк Доротея Яуэрниг вспоминала: «В 68-м каждая маленькая студенческая группка создавала свою коммунистическую партию и провозглашала себя «авангардом рабочего класса». В конце 70-х у нас в ФРГ и Западном Берлине было более 170 «коммунистических» и «марксистско-ленинских» партий и организаций. Для их вождей главное было -- быть вождями. Они не сумели отбросить мелкобуржуазное отношение к миру. Они чувствовали себя выше масс. И это отпугивало многих людей прогрессивных взглядов».
Не менее справедлива данная рефлексия и для нынешней обстановки в Украине. Посему сегодняшнюю «революционную ситуацию» стоит описывать и осмысливать именно в терминах ирреволюции…
Ибо, как это ни странно, «революционную ситуацию» в стране спасают два элемента. С одной стороны - традиционное недоверие к власти (пресловутому «режиму»), обеспечивающее минимально необходимый «градус» напряжения. С другой стороны - традиционный социально-психологический нигилизм масс, дополненный социально-политическим недоверием к достаточно сомнительной «элите», а тем более - к еще более сомнительным потенциальным «вождям»…