Отчаяние и бессилие. Ярость и гнев. Жалость и сострадание. Неловкость и недоумение. Все эти эмоции могли испытать первые зрители новой, дополненной версии документального спектакля, который рассказывает об одном из самых резонансных событий в истории современной России. Смерть от пыток в "Матросской тишине" 37-летнего юриста Сергея Магнитского, никем не осужденного, обычного человека взволновала Театр.DOC.
В январе 2010-го они представили московской публике постановку, в основу которой легли его дневники и письма. Участники театра изучили отчет Общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (структура, которая демонстрирует всему миру лишь видимость демократичности российской государственной системы - как известно, ни одно предложение Общественной комиссии не было претворено в жизнь), выслушали свидетелей. И решились на эксперимент - предположили, что судья Алексей Криворучко, дважды санкционировавший продление ареста Магнитского до суда и отклонивший его просьбу выдать кипяток в суде вдруг оказался на том свете, где ему и воздалось по заслугам. "Мне бы кипяточку", - умоляет судья в мире ином. Но ему не дают. Не заслужил...
- Идея поставить этот спектакль родилась после того, как в руки нашему режиссеру-постановщику Михаилу Угарову попали дневники и письма Магнитского. Было это буквально через два месяца после его смерти. Помню, как Угаров ходил потрясенный и изумлялся: "Я не понимаю этого человека! Не понимаю, откуда у профессионального юриста такая наивность и полное отсутствие инстинкта собственного самосохранения". После чего мы решили поставить это в виде некоей театральной акции, Если наш театр обычно занимает нейтральную позицию, то здесь решили дать оценку всему происходящему. Мы обвиняем врачей, прокуроров, судей, следователей, всю существующую систему в убийстве Магнитского и в том, что она продолжает убивать людей. Мы решили их осудить доступными нам средствами и считаем, что имеем полное право назвать их преступниками, - говорит актриса театра Анастасия Патлай.
- Когда работали над первой версией спектакля, в какой-то момент нас охватило отчаяние из-за того, что система в нашей стране построена таким образом, что те, кто совершает настоящие преступления, не только не несет заслуженного наказания, а еще и получает повышение по службе (все фигуранты дела Магнитского, в отношении которых было собрано множество доказательств вины представителями Общественной палаты были тем или иным образом поощрены, - прим. автора). На первом спектакле у нас всегда были полные залы, мы играли его бесплатно для зрителей. Но потом пришло ощущение, что все изменилось, - продолжает Анастасия Патлай. - До сих пор ведь дело по факту смерти Магнитского не закончено, хотя виновным в ней пытаются выставить начальника медицинской части Бутырской тюрьмы. Мы решили, что нельзя больше играть "идеальную ситуацию", изображать "идеальный суд" над истинными преступниками, поэтому решили дополнить постановку новыми действиями.
В новой редакции "Часа 18" Театр.DOC ушел далеко от собственной эстетики театра документальной и социальной пьесы. Его художественные руководители и актеры объясняют это сложностью работы с данным материалом, стремлением найти для него адекватный язык, "нащупать" новые игровые методы. Увы, возникает ощущение "сыроватости" материала, его не слаженнности. Постановка весьма эклектична, драматические документальные монологи чередуются с примитивистско-игровыми сценами, которые у неподготовленного зрителя могут вызвать недоумение. Впрочем, работа над этим спектаклем еще не окончена. Как говорит драматург и руководитель Театра.DOC Елена Гремина, «история с Сергеем Магнитским продолжается. Открылся судебный процесс над уже мёртвым человеком. Мы работали над продолжением спектакля "Час 18", используя новые свидетельства и открывшиеся материалы. Спектакль, который у нас получился в итоге, мы называем "Час 18. 2". Есть грустные предчувствия, что за ним последует и "Час 18. 3"».
- Очень часто у нас возникают дискуссии после вопроса: "Что же делать? Как сломать существующую систему? Где выход?" И поиски ответа на этот вопрос всегда заходят в тупик, - подчеркивает актер Руслан Маликов. - Мы можем выражать протест против этой системы только единственно доступным способом - играя этот спектакль. И надеемся, что это послужит примером для других коллективов и экспериментальных театров в России. Часто зрители задают нам вопрос: зачем было нужно рассказывать историю, которую и так все знали из газет и ТВ? Но ведь зачастую новости из СМИ имеют очень короткую жизнь. Для нас же это послужило поводом для глубокого театрального осмысления. Вообще, мы считаем, что игровых площадок, работающих с реальностью должно быть много. На примере "Часа 18" мы увидели, как в обществе поднялась волна интереса к делу Магнитского. Спектакль уже поставили в Великобритании и США, наши гастроли с успехом прошли в Европе.
По словам организаторов XXII Международного фестиваля «Послание к Человеку» театральный "раздел" появился в этом году впервые. Кроме "Часа 18" Театр.DOC представил другую свою остроактуальную постановку "Двое в твоем доме". А фестиваль в Льеже (Бельгия) представил спектакль «20 ноября», совместную работу крупнейшего современного драматурга Швеции Ларса Нурена (Lars Norén) и выдающейся немецкой актрисы Анн Тисмер (Anne Tiesmer), в основе которой дневник немецкого подростка, расстрелявшего одноклассников.
- Театральный раздел МКФ «Послания к человеку» – логичное продолжение его развития , - отметил арт-директор фестиваля Игорь Гуськов. - Московский театр и бельгийский спектакль выстраивают свое художественное исследование реальности на абсолютно документальных фактах и событиях. Непридуманная основа – вот что роднит эти проекты с нашим кинофестивалем, который начинал более двадцати лет назад с показа чистой документалистики, затем расширил свой диапазон за счет игрового короткометражного кино, анимации и экранного эксперимента, а теперь легко вписался в одну из самых современных мировых тенденций: работу на стыке жанров и видов искусства.