Темпы децентрализации в области ощутимо ниже, чем в других регионах. К примеру, у лидера – Днепропетровщины – 56 ОТГ. А в целом по Украине – больше 700. В рейтинге Минрегиона Донеччина занимает 18 место по количеству созданных громад. Этот показатель говорит о том, что большинство жителей области лишили возможности повысить качество жизни, используя потенциал бюджетной децентрализации.
Те же громады, которым удалось объединиться и перейти на прямые межбюджетные отношения, значительно улучшили свои финансовые возможности. В 2017-м, по сравнению с предыдущим годом, их доходы существенно выросли за счет поступлений налога на доходы физических лиц и земельного налога. К примеру, в Ильинской ОТГ – в 4,5 раза, в Соледарской – в полтора, Николаевской и Шаховской – в 1,4 раза.
Кроме того, в прошлом году бюджеты ОТГ получили дополнительно 161,6 млн из областного бюджета. А за счет государственной субвенции (почти 42 млн грн) на их территориях начата реализация 39 инфраструктурных проектов.
Причин заморозки процесса создания громад в Донецкой области несколько. Одна из них – боевые действия в зоне АТО. Восемь перспективных громад находятся на линии разграничения, где в отдельных населенных пунктах по закону нельзя проводить выборы. Так, в ЦИК заявили, что из-за боевых действий отсутствуют правовые основания для первых выборов в Очеретинской ОТГ.
Считаю, что АТО не является глобальной причиной замораживания децентрализации на Донбассе. Прифронтовым территориям есть смысл на время войны не привлекать к выборам проблемные поселки. После же ее окончания их можно будет присоединить к уже созданным громадам.
В ряде громад провести объединение в принципе несложно. По перспективному плану каждая из них должна объединиться в рамках одного района: Мангушского, Никольского или, скажем, Волновахского. Областная администрация отработала подготовительные вопросы. Но процедуру тормозят на местном уровне. Во многих случаях главы поселков и городов держатся за кресла по «феодальным» соображениям, откладывая перспективу выборов на своих территориях.
Многие эксперты считают необоснованной мотивацию ЦИК, которая отказывает в объединении громад из-за то, что отдельные участники расположены в разных районах. Но законодательные препятствия такого объединения были устранены еще в 2015-м.
Чтобы процессы децентрализации стартовали в 12 крупных городах области, в том числе Краматорске, необходимы изменения в их административно-территориальном устройстве. Некоторые созданные территориальные громады не имеют устава. Соответствующие решения должна принять Верховная Рада, после чего громады смогут стартовать на выборах.
К примеру, для создания Бахмутской ОТГ в парламенте в ноябре прошлого года зарегистрировали законопроект №7249 об изменении границ Бахмутского района. В Святогорске тоже все готово к выборам. Но этот курортный городок административно подчинен Славянскому горсовету. Чтоб начать там процесс создания громады, Святогорск нужно переподчинить Славянскому району. Тогда город сможет присоединить к себе близлежащие населенные пункты. Такой путь год назад уже прошли в Николаевке – бывшем городе-спутнике Славянска.
Громада Святогорска ждет решения Верховной Рады. Однако народные депутаты недавно в очередной раз провалили проект постановления об изменениях в административно-территориальном устройстве Донецкой области. Для положительного решения не хватило 25 голосов. Данный пример – «заразителен». Аналогичные законопроекты месяцами ждут своей очереди в парламенте. Таким образом, Верховная Рада задерживает социально-экономическое развитие территорий.
Процесс объединения в крупных городах – Славянске или Мариуполе – тормозится и по политическим мотивам. Мэры там не спешат идти на выборы, ожидая принятия закона, который приравняет города областного значения к громадам, с последующим присоединением к ним близлежащих поселков. Закон, принятый в первом чтении, предусматривает только выборы депутатов местных советов. Городские руководители сохранят, согласно этому документу, должности до очередных выборов 2020-го. В таком случае процесс создания полновесных ОТГ на уровне крупных городов будет отложен еще на пару лет.
Отдельный случай – громады, в которых процессы объединения начались, но приостановились из-за дискуссий о финансовой самодостаточности (Селидово, Курахово). Важно учитывать как пожелания жителей будущих громад, так и реальные перспективы территорий. Безусловно, объединение должно быть добровольным. Но будущая ОТГ должна быть также финансово состоятельной. Нужно точно просчитать ее экономические, кадровые и социальные перспективы. К примеру, сформированная в прошлом году Шаховская ОТГ с населением около 3 тысяч человек сегодня испытывает кадровый голод. Там оказалось недостаточно людей, способных обеспечить на достойном уровне жизнедеятельность территории.
Чтобы избежать подобных ошибок, все нужно просчитывать заранее. Ведь в украинском законодательстве нет механизма, предусматривающего выход населенного пункта из состава ОТГ. Скоропалительных решений быть не может.
Как не может быть и бесконечного откладывания процесса на послезавтра. Децентрализация открывает новые возможности для развития территорий и повышения качества жизни людей. Эти возможности нужно использовать уже сегодня в полном объеме. Для этого важны скоординированные действия парламента, ЦИК и местных органов власти.