ГоловнаБлогиБлог Дарьи Касьяновой

Психотерапевт для страны. Как лечить израненные войной детские души

Всей стране нужен психотерапевт, и даже когда война закончится, многим нужно будет пройти серьезный курс «лечения души». Полученные в ходе боевых действий моральные травмы иногда тяжелее физических, и лечить их придется всем – взрослым и детям, пережившим обстрелы, людям, живущим в зоне АТО, военным и волонтерам.

Фото: УНИАН

Таково общее впечатление, оставшееся после традиционной VII Международной конференции Украинского форума благотворителей «Благотворительность и волонтерство в действии: спасаем, примиряем и строим будущее», которую поддержал Гуманитарный штаб Рината Ахметова, в том числе - участием своих специалистов. Одной из наших задач, прежде всего, было рассказать о том, что испытывают дети Донбасса, уже пережившие войну или переживающие ее в данный момент, какая помощь им требуется, кто и как именно должен помогать, как организовать эту помощь и задействовать кризисных психологов Штаба. Именно дети страдают от войны сильнее всех, однако практика показала - взрослые тоже не должны оставаться без помощи, и в ней нуждаются даже те, кто сам готов ее оказывать.

Детская ноша

Работая с детьми, покинувшими зону АТО, волонтеры и психологи Гуманитарного штаба выявили целый перечень психических проблем, которые не дают маленьким жителям Донбасса адаптироваться к мирной жизни. От этих же проблем страдают и взрослые, но у детей это проявляется острее. Панические атаки, необъяснимый ужас, неоправданное чувство вины или, напротив, агрессия к окружающим, нарушения памяти, речи, внимания… Все это – лишь самая малая часть того, что приходится переживать детям из зоны АТО. Практически каждый из них получил серьезную психологическую травму, на лечение которой понадобится много времени. Из 1850 детей, которым помог Гуманитарный штаб Ахметова, за все время проведения АТО, 60% имеют признаки психологической травматизации, и этот показатель, возможно, будет еще корректироваться.

Разумеется, это не оставляет равнодушным никого. Но очень важно знать не только то, что испытывают дети, но и то, как меняется их состояние день ото дня. Так, например, «летние дети» - те, которые были эвакуированы до начала осень, - страдали преимущественно от ночных кошмаров, эмоциональной замороженности, путаницы познавательных процессов… Дети, уехавшие позже, получили еще и целый комплекс физических проблем, обусловленных психологическими, - нервные тики, фантомные боли, сыпь, мышечные зажимы, повышенную температуру. Все это усугублялось еще и постоянной тревогой за родителей, депрессией.

«Зимние дети» - те, кто попал в третью волну переселенцев, пострадали сильнее всех. Они видели больше, чем другие, и состояние депрессии, тревоги, отсутствия желаний и каких-либо мыслей о будущем – это лишь самые традиционные из всего списка проблем. Дети страдают от страха одиночества и боязни разлуки с близкими, многочисленных тревожных расстройств, суицидальных склонностей (это характерно для подростков).

Лечить все это нужно будет очень долго, и Гуманитарный штаб уже сейчас разрабатывает стратегии помощи как детям, так и взрослым. Стратегии эти рассчитаны на длительные сроки – к сожалению, психические травмы быстро не устраняются.

Дарья Касьянова Дарья Касьянова , Руководитель программ и проектов Гуманитарного штаба Рината Ахметова
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram