Вильгельм фон Глёден, Сицилийские юноши (1900)
Первая часть - здесь.
Вписывание трансгрессивного желания в контекст декаданса, роскоши и экзотичности, отказа от "естественности" было проблематичным для ряда современников Уайльда. В их глазах урбанистический фон унижал идею гомосексуальных отношений, превращая их в одно из проявлений городской деградации. В то же время популяризация "платонических" отношений в Оксбридже, сублимированный гомоэротизм античных сюжетов в исполнении викторианских художников, постоянные апелляции и сравнения Англии с полисным идеалом – все эти факторы готовили почву для переосмысления гомосексуальности в ключе нового эллинизма.
Вильгельм фон Глёден, Юноши из Тавроментия (1898)
ИМЕНА
Мужчины из среднего и высшего классов, пытавшиеся избежать стигмы городских дегенератов, искали оправдания своим желаниям в отсылках к древнегреческой традиции. Одной из точек (анти)исторической пристёжки служил образ Священного отряда из Фив: его составляли воины, сражавшиеся бок-о-бок со своими возлюбленными. Отряд оставался непобедим до битвы с римлянами при Херонее, где все триста его членов были исстреблены. Джордж Ивз (1867 – 1950) назвал в честь греческих героев первую группу поддержки для "геев", созданную им в начале 1890-х годов, Орденом Херонеи.
Джордж Ивз в старости.
О легендарных фиванцах писал Джон Эддингтон Саймондс (1840–1893), один из самых влиятельных викторианских men of letters. В двух памфлетах, демонстрировавших историческую протяженность феномена гомосексуальности и ставших классикой викторианского самиздата, Саймондс отстаивал преемственность его современников-"инвертов" по отношению к любовникам античности. Для Саймондса падение Священного отряда символизировало не только ликвидацию уникальной формы мужского товарищества, но и крушение возвышенного воинского духа. В противовес изнеженному декаденту, которого ассоциировали с упадком развитой цивилизации, греческий военный идеал позволял думать о гомосексуальном мужчине как об эталоне маскулинности, и, что было ещё более важно, как о гражданине и значимом члене сообщества.
Карло Орси, Портрет Джона Эддингтона Саймондса (1880 – 1893)
У авторов, отстаивавших легитимизацию гомосексуальности, также было принято ссылалаться на греческую педагогическую традицию. Ключевыми текстами здесь предсказуемо были "Пир" и "Государство" Платона. Любовь взрослого мужчины и прекрасного юноши способствовала обоюдному духовному развитию и воспитывала чувствительность к красоте и мудрости как таковым. Важным бонусом связи со старшим другом было то, что она способствовала включению молодого человека в социальную и политическую структуру полиса. Концептуализация гомосексуальных отношений как этапа в воспитании идеального гражданина подкупала социалиста и писателя Эдварда Карпентера (1844 – 1929). Карпентер следовал мануалам античности не только в своих текстах, но и на практике: вместе с младшим другом и партнёром Джорджем Мерриллом он большую часть жизни прожил вдали от "упаднического" влияния метрополиса – на небольшой ферме, культивируя гармонию с природой и "естественность" своей любовной связи.
Отношения Карпентера (слева) и Меррилла (справа), проживших в открытом партнерстве тридцать лет, несмотря на классовые различия, вдохновили роман "Морис" Эдварда Фостера.
Проповедовавшие "новый эллинизм" апологеты гомосексуальности находили неоспоримый аргумент в греческой скульптуре, запечатлевшей образ идеального мужского тела. Поколение юных интеллектуалов заучивало экстатические описания статуй в книге "Ренессанс" оксфордского классициста, идеолога эстетизма Уолтера Пэтера (1839 – 1894). Гладкость мрамора, замкнутая форма скульптур, их статическая вписанность в окружающее пространство символизировали возможность внутреннего равновесия и уверенности перед лицом современного общества.
Статуя Дискобола в Британском музее. Фото 1857.
МЕСТА
Местом паломничества на волне нового эллинизма стал Британский музей: в скульптурных галереях джентльменам было позволительно "изучать" пластику мускулистых юношеских тел. Экспозиция скульптуры из Парфенона была самой волнующей инъекцией древнегреческой образности в тело современного Лондона. Увлеченные исследованиями девиаций сексологи изобрели соответствующий ярлычок для желания некоторых посетителей падать на колени и лобызать хладный мрамор, – "agalmatophilia" или "пигмалионизм".
"Чаша Уоррена" из коллекции Британского музея (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Серебряная римская чаша с гомоэротическим рельефом названа в честь первого современного владельца, Эдварда Уоррена (1860–1928).
Ставшие объектами визуального наслаждения для избранных гомосексуалов, скульптуры были инкорпорированы в пространство, традиционно ассоциировавшееся с имперской мощью и культурным превосходством Британии. Диспозиция санкционировала альтернативный дискурс гомосексуальности – вписанной в категории привилегированных форм маскулинности и национального доминирования.
Бюсты императора Адриана (117 - 118) и его возлюбленного Антиноя (130 - 140)
Канал Серпантин в Гайд Парке предлагал более оживленне сцены: туристический путеводитель Бедекера настоятельно рекомендовал отправляться туда поутру, когда можно созерцать "толпу мужчин и мальчишек, большинство – в самых скромных одеждах, разоблачающихся и ныряющих в воду, откуда доносятся их здоровые крики и дружеский смех". Саймондс, Ивз и Карпентер не пренебрегали этим зрелищем. Для гомосексуальных мужчин купальщики в Гайд Парке воссоздавали образ греческой Аркадии, визуализировали фантазию о здоровом мужском товариществе на фоне английской пасторали.
Купальщики ранним утром на канале Серпантин, Гайд Парк. Иллюстрация из путеводителя Living London, 1901–3.
ТЕКСТЫ
- Уолтер Пэтер, "The Renaissance: Studies in art and poetry" (1872), в частности, глава “Winckelmann”
- Артур Саймондс, "A problem in Greek ethics" (1873) и "A problem in modern ethics" (1891)
- Эдвард Карпентер, "Towards Democracy” (1892)
- Эдвард Форстер, "Морис" (1914, опубликован в 1971)