Правда, очень многих судейство жюри во главе с Белом Тарра искренне разочаровало. Человек, который не один год ведёт одну из популярных в Европе школ киномастерства и ратует за смелость в авторских высказываниях у начинающих и молодых кинематографистов, эту самую смелость и даже определённый радикализм в большинстве конкурсных фильмов VOICES не заметил. Организаторов вологодского фестиваля поначалу немного смущало участие в киносмотре культового режиссёра. Завсегдатаям Канн и Берлинале было известно о непростом характере Бела Тарра. Не случайно многие с большим интересом присматривались: «Бела Тарр? Вот это да! Так вот он какой!». Самому гостю в Вологде, похоже, понравилось. Он с удовольствием принимал приглашения на экскурсии по местным достопримечательностям, посещал практически все фестивальные тусовки и старался не пропустить ни одного конкурсного фильма.
На открытии VOICES организаторы отметили, что Бела Тарр вообще не очень охотно посещает кинофестивали и отвергает многие предложения известных киносмотров принять участие в работе жюри. «Говорят, вы отказывали Каннам. Почему же вы приняли приглашение приехать в Вологду? Чем вас привлёк этот фестиваль?» - спросил я у Бела Тарра.
- Я приезжаю на подобные фестивали, чтобы поддержать их, - ответил он. - Сегодня в мире придают большое значения крупным кинофорумам, но мало кто обращает внимания на такие небольшие фестивали, где собираются люди, которые действительно любят кино. И не забывайте, что делать фестиваль в той же Вологде в десять раз сложнее, чем в Каннах. Я очень ценю работу команды VOICES, благодарен им за труд, они делают этот фестиваль для вас, чтобы вы смогли посмотреть хорошие фильмы.
По словам режиссёра, главным критерием в оценке конкурсных фильмов для него является личная эмоция, которую они могут вызвать. «Главное – это личность режиссёра, у него должен быть свой язык и свой стиль. Хочу увидеть человека, который вкладывает тело, душу, эмоции, чтобы показать весь мир наизнанку».
Бела Тарр в который раз подтвердил, что всё уже сказал снятыми им фильмами и возвращаться в кинорежиссуру больше не собирается. Теперь он занимается школой киномастерства, которая расположена в Сараево. Обучаться к нему поступают студенты из Исландии, Мексики, Японии, США, Франции, Испании и других стран: «В нашей школе несколько уровней обучения. Первый – теоретический – предполагает встречи с известными киномастерами. Они делятся опытом, проводят мастер-классы, рассказывают историю киноискусства своей страны. Следующий уровень обучения – практический, когда наши выпускники сами снимают кино. И я им помогаю как наставник. Заявки на обучение в школе поступают почти со всех уголков мира, только из России не было ещё ни одного желающего».
На вопрос, как он относится к сравнению своих фильмов с творчеством Андрея Тарковского, Бела Тарра ответил, что вряд ли продолжал традиции знаменитого советского кинорежиссёра. «Например, Тарковский был глубоко религиозным человеком, и дождь в его фильме всегда носил очищающий смысл. Я же другой, и дождь в моих фильмах вызывал просто грязь, которая делает жизнь тяжелее. Я прагматик, и совсем не религиозный человек. Но должен сказать, что мне нравятся многие фильмы Тарковского, особенно «Андрей Рублёв». Когда мне было 15-16 лет, я, кажется, посмотрел его раз десять подряд».
Герой Вармердама
«Без зла жизнь невозможна, так же как и без добра», - считает Ян Бейвут, уроженец Фландрии, сыгравший главную роль в новейшем фильме Алекса ванн Вармердама «Возмутитель спокойствия» (Borgman).
Кафкианскую чёрную комедию «Возмутитель спокойствия» Алекса ван Вармердама по праву можно назвать одной из лучших в фильмографии этого культового нидерландского режиссёра. Не оставила она равнодушной и зрителей недавно завершившегося в Вологде IV международного фестиваля молодого европейского кино VOICES. После показа зрители не хотели отпускать исполнителя главной роли Яна Бейвута, который с удовольствием ответил на все вопросы зрителей и кинокритиков.
- Это моя первая работа с Вармердамом, и надеюсь, не последняя, - признался Ян. – Впервые с его творчеством я познакомился, когда мне было 19 лет, это были его первые постановки в театре и в кино. Они произвели на меня тогда очень большое впечатление. Позже я познакомился с ним лично в театральной компании, он даже приглашал меня поучаствовать в одном из своих спектаклей. Я тогда отказался, но обиды на меня Алекс не держал, и пригласил на кастинг для съёмок фильма «Возмутитель спокойствия». Поскольку у нас с ним общие взгляды на многие вещи, схожее чувство юмора, в этот раз я с радостью согласился.
- Почему в этом фильме героям так трудно противостоять злу?
- Дело в том, что добро и зло в жизни встречаются постоянно. Зло нельзя проигнорировать, так же, как и тот факт, что есть день, а есть ночь.
Я считаю нормальным, если после просмотра фильм вызывает массу вопросов. Подобные вопросы нередко возникают и у меня. И не страшно, если порой они могут вас раздражать или будоражить.
- Ян, вы производите впечатление очень жизнерадостного человека. Насколько трудно было вам погрузиться в тотальную атмосферу зла в фильме Вармердама?
- Меня лично эта история очень затянула, в ней много волнительного. Я полюбил её, и мне было интересно сыграть главного героя. До сих пор я больше играл в театре, чем в кино, а ведь отличия между этими видами искусства весьма существенные. В кино актёр заостряет своё воображение, но совсем не обязательно он должен сполна погрузиться в ту или иную роль. По крайней мере, таково моё ощущение.
Вообще, я 19 лет играл в театре с утра до вечера, и недавно ушёл из него потому, что захотелось заняться чем-то новым, посмотреть на мир как-то по-новому. Когда же Алекс предложил роль и дал сценарий, я просто дал волю своему воображению.
- Расскажите немного о себе. Например, о содержимом рюкзака, который вы всегда, как мы заметили, носите с собой. Когда приехавшего на VOICES другого нидерландского кинорежиссёра Йоса Стеллинга спросили, почему он иногда ходит с шляпой, тот ответил, что прячет под ней фальшивые усы. В вашем рюкзаке нечто подобное?
- Рюкзак – это мой дом (смеётся), он всегда должен быть у меня под рукой. Фальшивых усов в нём, конечно, нет, но компьютер, книги, одежда и некоторые другие необходимые вещи в нём имеются.