Из-за активной и умелой пиар компании новой патрульной службы, проведенной спецами МВД, многие наши сограждане даже пребывают в уверенности, что новая патрульная служба – это и есть та самая долгожданная реформа милиции. На самом деле патрулирование столицы «милиционерам нового типа» (да-да, люди в красивой форме с надписью «Поліція» формально являются на самом деле пока что сотрудниками милиции, до вступления в силу недавно принятого Закона «О Национальной полиции») имеет характер локального эксперимента, а не системного явления. На ближайшее время запланирован запуск патрульной службы во Львове и Одессе.
Патрульные полицейские были отобраны по абсолютно новым критериям, согласно прозрачной и конкурсной процедуры, обучены и экипированы по новейшим стандартам. Действующих работников милиции среди патрулей – не более 10 процентов. Патрули отличаются от милиционеров не только своей формой, зарплатой и физической подготовкой, но прежде всего, кардинально иными ценностными установкам и мотивацией. Главное, чему обучили новых полицейских это то, что они - не представители карательного органа, а стражи общественного порядка, неуклонно и корректно действующие в интересах граждан. Энтузиазма и рвения у новых полицейских более чем достаточно, а опыт быстро приобретается с каждым проведенным дежурством.
Патрульная служба – это, по сути, флагман реформы милиции. Очень хотелось бы, чтобы прогрессивные подходы к своей работе, используемые новыми патрулями, распространились на весь самый многочисленный репрессивный государственный орган, который называется «милиция».
Насколько эти несколько тысяч «милиционеров нового типа» будут устойчивы перед коррупционными соблазнами, перед сопротивлением и натиском остальных нескольких сотен тысяч милиционеров «старой закалки»? Вопрос риторический, ответ на который может дать только время.
Мы никоим образом не сомневаемся в том, что и среди действующих милиционеров есть огромное количество профи, готовых поддержать все моменты реформирования. Однако, к сожалению, еще большая уверенность есть в том, что бюрократический аппарат милиции будет решительно сопротивляться любым кардинальным изменениям. Что уже подтверждается фактами конфликтов между патрулями и сотрудниками райотделов, которые своими действиями часто не дают хода делам по правонарушениям, выявленным патрулями.
Дело в том, что полномочия патрульных заканчиваются предупреждением совершения правонарушения или фиксацией уже совершенного правонарушения. После чего нарушитель (или информация о правонарушении) передается в органы милиции, которые даже близко не реформированы и работают согласно давно сложившимся печально известным традициям.
Могущественность, коррупционная сплоченность и многочисленность милицейской номенклатуры, занятие ее представителями всех руководящих постов низшего и среднего звена милиции, а также банальный страх потерять «хлебные» должности – это факторы, которые предопределяют неизбежность конфликтов между патрульной службой и остальной милицией, а также объясняют невероятную сложность проведения полноценной реформы милиции.
Напомним, что согласно новому Закону «О Национальной полиции», переход милиционеров в полицию будет происходить на протяжении трех месяцев, однако при этом Закон не предусмотрел обязательной конкурсной и открытой модели набора полицейских, а оставил возможность простого автоматического перевода милиционера в статус полицейского приказом его начальника.
Какое количество нечистоплотных и непрофессиональных милиционеров с помощью этой лазейки плавно и без проблем получат статус полицейского, на данный момент сложно спрогнозировать. Однако это будет главным индикатором того, состоится ли настоящая реформа милиции, или все будет превращено в имитацию изменений и простую смену вывески.
Надеемся, что у руководства МВД хватит воли и принципиальности для максимально широкого применения именно конкурсного и прозрачного механизма набора полицейских.