52 политические партии принимали участие в выборах. Всего же баллотировалось 6670 кандидатов, из них в избирательных списках партий – 3114.
Согласно Закону, выборы проходили по смешанной системе, т. е. 225 депутатов избирались по партийным спискам и столько же в мажоритарных округах. Учитывая, что выборы не проводились в 12-ти округах Крым и Севастополя, а также 15-ти округах на Донбассе, общее количество народных депутатов будет не более 423.
Явка избирателей составила 52.42 % голосов.
Результаты выборов: "Народный фронт" Арсения Яценюка - 22,14%, партия "Блок Петра Порошенко" - 21,81%, партия "Самопомич" Андрея Садового - 10,97%, партия "Оппозиционный блок" - 9,43%, Радикальная партия Олега Ляшка - 7,44%, партия "Батькивщина" Юлии Тимошенко - 5,68%.
Позитив
Проведение внеочередных парламентских выборов в Верховный Совет Украины было одним из основных требований украинских граждан во время Майдана. Люди хотели видеть новые лица, новые подходы, новый этап политической жизни страны. Выборы состоялись. Боевые действия на Востоке Украины, глубокий политический и экономический кризис, давление со стороны РФ не помешали провести волеизъявление граждан. Международные наблюдатели констатировали положительные результаты в проведении выборов. Те нарушения, которые были зафиксированы, критически не повлияли на финальный подсчет.
Запрос на новые лица частично удовлетворен, так как все основные лидеры политической гонки включали в свои списки представителей общественных организаций, которые были близки к тем, или иным политическим партиям, а также командиров военизированных формирований.
Практически все политсилы апеллировали в своих избирательных кампаниях к вектору европейской интеграции и поднятию патриотического духа. В списках некоторых партий можно было найти больше молодых кандидатов в сравнении с предыдущими выборами.
Также, исходя из регионального среза голосования, сложно говорить о глубокой поляризации политических предпочтений, как это было раньше. Правда, нужно уяснить тот факт, что часть Луганской и Донецкой обл., которые находятся под контролем сепаратистов, а также Крым не принимали участия в голосовании.
Крайне левые и правые партии не преодолели проходной барьер, хотя некоторые их представители прошли по мажоритарке.
Неожиданно высокий результат партии «Народный фронт» не дал возможности пропрезидентской силе БПП монополизировать законодательную ветвь власти. Плюс, - прохождение Оппозиционного блока, частично будет выражать волеизъявление индустриальных регионов Востока и Юга.
У новоизбранного состава Верховного Совета появляется много возможностей провести необходимые реформы, успеть изменить законодательство под проведение местных выборов, сформировать Кабинет Министров с учетом профессиональной составляющей, а не по принципу, «потому что он/она была на Майдане». Посмотрим, удастся ли это реализовать на практике.
Негатив
Есть ли возможность получить новое качество политики, используя старые правила игры? Именно устоявшаяся система координат, когда политическими партиями стают проекты, которые регистрируются за месяц до выборов, когда СМИ и сомнительные социологические службы определяют псевдорейтинги, когда конкурируют между собой не идеологии, а размеры бюджетов избирательных кампаний и изощренность политтехнологов, определяет ход избирательной кампании.
Олигархи в очередной раз, используя свои ресурсы, в том числе СМИ, продолжают формировать повестку дня Украины. Практически никто из основных политических игроков не хотел предлагать реалистичную программу. Уровень популизма достигает максимума, когда политики обещают в самой близкой перспективе не только преодолеть социально-экономический кризис, повысить падающий уровень жизни, реализовать реформы, но и вернуть Крым вместе с сооружением стены на границе с РФ.
Парадокс заключается в том, что эта методика сработала. Избиратели, несмотря на ухудшение жизни со дня на день, в очередной раз подарили вотум доверия на заданный курс. А это является прямым подтверждением возможности корректировать общественное настроение и формировать нужные запросы. Конкурировать с популизмом в нынешних условиях практически невозможно, да и особо нет желающих. Новые игроки часто наследуют те принципы, по которым уже десятилетиями ведется политическая борьба в Украине.
Для части избирателей на Востоке и Юге Украины не было другой альтернативы, как поддержать в очередной раз бывших регионалов. Это и объясняет очень низкую явку на выборах именно в этих регионах.
Но самая большая угроза состоит в том, что подросло уже новое поколение политиков, которые, не обладая необходимым опытом и профессионализмом, считают, что для успешности нужно как можно чаще появляться на телеэкранах и хвататься сразу за все сферы деятельности, - и этого достаточно. Именно эта категория будет «наполнять эфир» и принимать форму ширмы для простого обывателя. А в это время «старые кадры» будут и дальше вершить судьбу государства.
Роль прогрессивной политики
При всем пессимизме сложившейся ситуации всегда остается место для действий. За прошедший год страна и люди поменялись кардинально. Уровень гражданской активности заметно возрос, и это однозначно плюс. Но можем ли мы говорить, что этой активности будет достаточно для того, чтобы улучшить качество политики, научить избирателей голосовать не за бренд и лидеров, а результаты деятельности и профессионализм, использовать критическое мышление в принятии важных решений? Непростой вопрос.
Мы также можем предположить, что существует запрос общества на идеологию, когда избиратель понимает, чьи интересы будет отстаивать та или иная партия, попавшая во власть. Но, к сожалению, это лишь предположение. Выборы показали, что для политиков намного комфортнее работать с размытой электоральной базой.
Задача прогрессивных политиков заключается в изменении правил игры. Нужно занимать сторону избирателя, трансформировать его из статуса объекта в субъектное состояние, задавать новые тренды. Это сложно, не совсем популярно и рассчитано на долгосрочную перспективу. Но это единственный путь преобразования и интеграции Украины в европейское пространство.