Письмо читателя, или Лебединая пора

В ответ на субботний блог об ускоряющемся ходе истории я получил неожиданно много откликов в facebook и на почту. Один из них публикую ниже. Автор текста-ответа скрывается под псевдонимом Fabeltier K Fabeltier и не хочет раскрывать свое настоящее имя по причинам, которые я нашел убедительными.

Фото: Макс Левин

Часто считается, что наша эпоха характеризуется высокими скоростями. Современные варяги путешествуют в современные греки за несколько часов вместо того, чтобы месяцами болтаться по морским волнам и речным порогам подобно пращурам. На смену столетним и тридцатилетним войнам пришли конфликты, где все решается чуть ли не за неделю – вспомнить хотя бы столкновение России и Грузии в 2008 году. Громкие события сливаются в гул времени: сначала мы узнаем о теракте в Ницце, на следующий день происходит попытка переворота в Турции, а оппозиционеры, захватившие вчера полицейский участок в Ереване, еще не подозревают, что уже сегодня их оттенит террористическая угроза в Казахстане. И начинает казаться, что мир летит, как японский суперпоезд - в одном вагоне разносят чай с помощью дронов, в другом смещают проводника, а в третьем большинство пассажиров голосует за то, чтобы ехать в противоположную сторону, ведь сзади лучше было. И такой карнавал – до самого хвоста состава. Наблюдать за этим поездом интересно, но как-то неуютно от понимания, что летит он прямо на нас. Может ведь сшибить и даже не заметить.

Доля правды в этом есть, однако скорость далеко не главная характеристика нашей эпохи. Во-первых, мир только на первый взгляд стремителен. Вспомните, сколько тянется конфликт на юго-востоке Украины? Сколько уже европейцы в обсуждении внутренних проблем ЕС мусолят вопрос "Кто виноват?", хотя давно пора перейти к "Что делать"? О России, где 18 лет не могут выбрать нового президента, и говорить стыдно. Да и остальные факты при ближайшем рассмотрении с готовностью демонстрируют условность своих временных рамок. Война РФ и Грузии оказывается лишь острой фазой многолетнего конфликта, который и сейчас отдается дипломатическим фырканьем обеих сторон. Турецкие военные не в первый раз одергивают своих политиков, решивших сменить костюм-тройку на ихрам или начавших дружить не с теми людьми. Например, в конце прошлого века армия страны почти каждые 10 лет приходила в гости к правительству, чтобы отшлепать его стопкой заветов Ататюрка.

Просто мы забыли, насколько велик и разнообразен наш мир. Интернет и СМИ делают все близким, сиюминутным, и одно происшествие приравнивается к другому, хотя между местами событий могут быть тысячи километров, а между причинами – пропасть.

Во-вторых, к любому ритму жизни можно приспособиться. В конце концов, у нас есть доступ к актуальной информации со всего мира, и, умея складывать два и два, можно на лету делать прогнозы и расстилать солому в нужных местах. Да, это приходится делать быстрей, но общий мировой уклад от этого не меняется. Ну или меняется незначительно. Важнейшая особенность нашего времени заключается, скорее, в "черных лебедях" - масштабных событиях, которые невозможно предсказать, даже будучи экспертом. По определению этот феномен должен быть редким, но на нашей временной линии "черные лебеди" расселись прямо-таки хичкоковскими стаями.

Примеров уйма. Взять тот же Крым. Масштабные последствия, полная неожиданность для мира. Это сейчас мы можем с умным видом рассуждать в духе "Все давно к этому шло", но уже постфактум, когда история изменилась. Можем припомнить все речи российских политиков, все мантры «Наш город всегда был русским» - в общем, то, что позволяет хоть как-то вписать произошедшее в общую картину мира. А тогда все поражались: как же так, ведь есть международные договоренности, есть Будапештский меморандум! Не просто бумажка - броня! Мы ведь даже выставили вперед эту броню, чтобы всем было хорошо видно, ну кто же знал, что нож окажется сзади? Именно так и выглядит классический "черный лебедь", факт, который не вписывается в историю, а натягивает ее на себя.

Собственно, поэтому перспективы передачи Крыма Украине или кому-либо еще выглядят не столь радужно. Слишком многое сказано, слишком многое сделано, чтобы событие гармонировало с остальной картиной мира. Даже если эту картину видит только одна страна, да и то по телевизору. Правительство России сделало настолько большую ставку на полуостров, что вернуть его по доброй воле для него будет хуже проигрыша. Даже если санкции расширят в 10 раз, даже если экономика рухнет, это будет не так страшно. Просто потому, что экономике не первый раз оказываться в выгребной яме, а Крым – это все-таки символ, хоть какое-то весомое достижение со времен Гагарина. Сомнительное, разорительное, мерзенькое, но достижение. Так что процесс возврата начнется либо с полной смены российского правительства (что сомнительно в ближайшей перспективе), либо с другого "черного лебедя", и новый сюрприз может быть похлеще предыдущего.

Агитациооній билдорд в Севастополе
Фото: EPA/UPG
Агитациооній билдорд в Севастополе

Подобные случаи за последнее время можно перечислять бесконечно, так что нам предстоит привыкать к жизни в этом монохромном птичнике. Ну а если вам все-таки покажется, что на вас с дикой скоростью несется что-то безумное и невыразимое, и это и есть дух нового времени, то знайте: то же самое чувствовали люди, жившие ровно сто лет назад. Без всякого интернета и телевидения. Эти ощущения и дали толчок новому течению искусства под названием «дадаизм», но нам пока остается лишь балет. «Лебединое озеро», называется.

Андрій Яніцький Андрій Яніцький , Редактор економічного відділу LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram