Данные – это уже не нефть будущего. Это нефть, которую во всем мире качают прямо сейчас, и чем быстрее Украина включится в эти процессы, тем быстрее мы сможем включиться в актуальные процессы современной экономики. Причем в отличие от ископаемых ресурсов, для добычи данных у нас все есть. Нужно лишь изменить подход с планирования и постепенного включения на активную деятельность. Мир скоростей не прощает медлительности. Важно понимать, что работа с открытыми данными – это не просто новый ресурс для экономики, но ресурс новой экономики. Уникальность сочетания заключается в том, что прибыльными могут быть и социальные проекты, а благодаря новым продуктам повышается контроль общества над финансовыми и государственными институтами.
Приведу пример из банковского сектора. С начала 2018 года в Европейском союзе введена Европейская платежная система (стандарт PSD2). Суть ее заключается в том, что финансовые организации обязаны открывать клиентские базы данных и программы API (интерфейс для обмена данными между устройствами) другим компаниям, работающим в финансовом секторе. На первый взгляд звучит как нарушение банковской тайны. Но это совсем не так. Наоборот, такое решение делает банки более прозрачными, а клиентам дает возможность пользоваться одним интегрированным мобильным приложением вместо нескольких от разных банков. Таким образом, клиенты получают возможность быстрее и удобнее выбирать подходящие им услуги, а банки ужесточают конкуренцию, создавая более выгодные предложения. И, конечно, на этом зарабатывают разработчики таких предложений.
Другой пример – транспорт. В мире мобильности меньше всего хочется терять время на простоях в поездках. И открытые данные позволяют справиться с этой проблемой. К примеру, в транспортной системе Лондона – города с весьма непростой инфраструктурой – существует 600 сервисов открытых данных, которые помогают жителям города и многочисленным туристам значительно экономить деньги и время. В Украине хоть плавно и со сбоями, но тоже начинают осознавать потенциал открытых данных. При этом даже такие незначительные пока что усилия уже дали экономический эффект: сегодня доходы от использования открытых данных достигают $700 млн. При этом по ряду прогнозов экспертов к 2025-му году эта сумма возрастет вдвое – до $1,4 млрд. Звучит неплохо. Или нет? На самом деле расти можно и быстрее, если сделать развитие этой отрасли стратегическим приоритетом.
Сейчас Украина движется на непростительно низкой скорости. Впервые об открытых данных на государственном уровне заговорили в 2011 году – тогда Народные депутаты приняли закон «О доступе к публичной информации». Дальше было 4 года затишья. В 2015-м Верховная Рада наконец обновила законодательство и наконец в государстве был запущен единый портал открытых данных (data.gov.ua). Еще через год страна наконец присоединилась к «Хартии открытых данных», а это означает, что все правительственные данные теперь должны быть открытыми. Всего около месяца назад была запущена новая версия государственного сайта с открытыми данными. Как юрист, я прекрасно понимаю, почему законы принимаются не молниеносно, но можно же работать не по одному закону, а комплексно.
Сегодня все восхищаются электронным правительством Эстонии, называя эту страну «цифровым государством». Но ее успех обусловлен не несколькими законами и парой тематических форумов. Результаты Эстонии – это преимущество стратегического развития IT, закладываемого с детства. И это не преувеличение, ведь фундамент современным достижениям был заложен еще в 1996 году с программой «Прыжок тигра», делавшей акцент на радикальной компьютеризации школ. У нас же все еще продолжают бороться за компьютерные классы, одновременно с этим создавая планы стремительных скачков сразу в будущее.
У Украины действительно есть все шансы научиться работать с данными. Но для этого надо действовать уже сейчас. И рецепт по созданию проектов с эффективным использованием открытых данных прост: спросите у людей о том, чего они хотят и что им нужно. Создание новых услуг и развитие собственных, украинских программных продуктов не заставит себя ждать, а заодно и улучшит взаимодействие общества и государства.