Буквально за последний год наш финансовый рынок сильно изменился. И в дальнейшем на всех его сегментах ожидаются еще более серьезные изменения, которые, вероятно, приведут к переменам во всех сферах экономики страны. В реформировании нуждается практически вся законодательная и нормативно-правовая база валютного, фондового и страхового рынков Украины. Сформируется новая структура участников. Вероятно, что изменятся и функции финансового рынка, как части украинской экономики, его объемные и динамические характеристики.
Но что конкретно нужно делать?
По каким критериям определять главное?
И какой должна быть последовательность действий?
Дать ответы на поставленные вопросы, безусловно, нелегко. Но без них мы точно не продвинемся в реформировании и обновлении украинского финансового рынка. Почему в этом убеждены многие эксперты? Потому что следующий цикл активности начнется только тогда, когда профессиональные участники придут на рынок с новыми идеями, планами и дополнительными ресурсами. Итак, что нужно делать?
Во-первых - это совершенствование механизмов фондового рынка для перераспределения инвестиционных ресурсов между институциональными инвесторами и реальным сектором экономики. Для чего необходимо:
а) поднять эффективность биржевого рынка и депозитарно-клиринговых учреждений;
б) в самые сжатые сроки запустить срочный рынок.
Во-вторых – это завершение реформирования трехуровневой пенсионной системы. И, в частности:
а) внедрить накопительную систему обязательного государственного пенсионного страхования;
б) развернуть систему негосударственного пенсионного обеспечения на предприятиях природных монополий.
В-третьих – это гармонизация системы налогообложения субъектов фондового рынка.
А именно:
а) не допустить ухудшения условий налогообложения инвестиционно привлекательных отраслей экономики и субъектов инвестирования (банки, ИСИ, НПФы и др. фин. учреждения) на ближайшие три года;
б) снять в действующем налоговом законодательстве те преграды, которые препятствуют привлечению инвестиций в реальный сектор экономики;
в) налоговое законодательство не должно тормозить пенсионную реформу, а также не должно препятствовать процессу развития новых финансовых услуг и финансовых инструментов.
В-четвертых – это максимально возможное устранение фактов негативной судебной практики нарушения прав инвесторов в Украине.
Поэтому если сейчас мне задать вопрос: что лучше на финансовом рынке – уметь быстро реагировать или обладать правильным прогнозом? Без колебаний отвечу: лучше уметь быстро реагировать. Ведь анализ всегда может подвести. А если нет нормального и эффективного механизма реагирования, то любая стратегия может проиграть. Особенно сегодня.
Вот почему нам нужно очень осторожно относиться к тем антикризисным программам и стратегиям, которые не обладают механизмами быстрого реагирования в случае провала. Вспомните известное выражение о том, что умный может справиться со сложной ситуацией, мудрый же в нее не попадет. И обязанность экспертного сообщества перед обществом - раскрыть проблемы и показать пути их решения в экспертно-аналитической, организационной и законотворческой деятельности, осмыслить причины успехов и неудач.