Однако, практически всё, что мы производили (за очень редким исключением) быстро закрывалось. Приватизированные предприятия давно уже закрыты и превращены в склады или торговые центры, либо расчищены под стройплощадки для возведения офисных зданий или еще чего-то подобного. И к чему с такой экономической политикой сегодня мы пришли? А пришли мы к тому, что теперь вынуждены поддерживать жизнедеятельность нашего общества преимущественно за счет импорта.
Но для импорта нужны деньги. При этом у нас сокращается экспорт в физическом выражении. Плюс возрастают расходы на АТО на востоке страны. Вот эта ситуация, в которой мы находимся. Произойдет ли крах этой модели экономики через три месяца или через год, полтора года – не знаю. Но точно всем ясно, что у нас уже очень дефицитный бюджет. Мы сейчас живем преимущественно за счет кредитных денег. И, безусловно, они рано или поздно закончатся. И что дальше мы будем делать? Пока не знаю, т. е. никакого очевидного выхода из этой ситуации нет.
Прежде всего, потому, что у нас в Украине нет сверхэффективных политиков, которые бы прекрасно знали устройство нашего общества, и могли бы легко перемещаться в социуме, как, например, горячий нож в масле. Они самостоятельно не пишут развернутых аналитических статей, из которых можно было бы узнать их систему взглядов. И ни один политический лидер до сих пор не смог предложить обществу хоть что-то, что соответствовало бы изобретению или даже простой новации по выходу из экономического кризиса. Увы, думаю, мы не увидим изящных, эффективных и гармоничных политических ходов по выходу из сложнейшего кризиса в Украине.
В то же время, мимо бюджета деньги залетают в теневую экономику. И это при том, что уже исчерпаны не только ресурсы поддержки экономики со стороны НБУ, но и бюджетные возможности страны оказались истощены намного быстрее, чем предполагалось. В этой ситуации оказывается, что исчерпаны и возможности фискальной поддержки экономики Украины. Согласно обнародованным данным, сбор за семь месяцев текущего года в общий фонд госбюджета без учета возмещения НДС составил 202,2 млрд. грн. или 96,1% от плана. Недобор - 8,3 млрд. грн. Возмещение НДС за этот же период 2014 г. составило 25,1 млрд. грн. Это на 3,6 млрд. грн. меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Причем, в июле 2014 г. еще были выпущены НДС-облигации на 5,7 млрд. грн., но они погашали долги прошлого правительства. Тем временем новый КМУ создает собственные. И это притом, что девальвация гривны с начала года почти достигла 75%.
Более того, со 2 сентября 2014 г. Нацбанк Украины запретил выдачу иностранной валюты по платежным картам, ввел обязательную конвертацию денежных переводов в гривну и замедлил процедуру покупки инвалюты на межбанковском валютном рынке. Согласно постановлению НБУ №540 от 29 августа 2014 года, новые ограничения введены с учетом общественно-политической напряженности, наличия определенных элементов риска и неопределенности относительно дальнейшего развития ситуации, а также принимая во внимание экономические проблемы, связанные с проведением антитеррористической операции на территории Украины.
И скорее всего дело не ограничится только запретом на некоторые финансовые операции. Думаю, власти и дальше будут настаивать на большей открытости участников валютного рынка Украины. Даже могут обязать банки сообщать регуляторам свои позиции по некоторым финансовым инструментам. Все эти события опустили гривну в конце прошлой недели до новых минимумов, перевалив за 14 грн./долл. США. Правда, на этой неделе ситуация несколько изменилась к лучшему, и наша национальная валюта укрепилась более, чем на 50 копеек. Если наши денежные власти не сумеют снять остроту проблем на валютном рынке в ближайшее время, то курс гривны может снова скатиться гораздо ниже этой отметки.
Жаль, конечно, тех наших граждан, которые держат под подушкой заначку в гривне. Что им делать? Трудно ответить на этот актуальный вопрос, т. к. очень сложно спрогнозировать, как будут развиваться события. По этой причине, если у вас все деньги в гривне, часть из них советовал бы переложить в доллары США. Если это не большая сумма, то, что ж, надо сидеть и ждать. В общем, и всё. На самом деле, дать совет по валюте – это дело неблагодарное и почти невозможное в эти дни.
К тому же, с началом предвыборной кампании в Украине появились и усилились различные политические аспекты, влияющие на экономику страны. Поэтому эксперты стали задумываться: «А смогут ли политические рычаги как-то помочь выходу из этого структурного и системного экономического кризиса?». Однако, пока видим только то, что наши политики категорически отказываются даже обсуждать особенности этого кризиса. И это не просто так. Это в некоторой степени даже естественная ситуация у нас в стране. Ведь если украинские политики начнут переходить к серьезному обсуждению кризиса, то они должны будут сказать громко вслух: «Мы серьезно ошибались, и теперь вы, наши избиратели, будете жить значительно хуже».
Современный украинский политик так сказать не сможет. Правда, до тех пор, пока он не найдет причины, на которые все свои просчеты и ошибки можно будет списать. И в эту избирательную кампанию наши политики будут говорить приблизительно так, мол, мы всё делали правильно, мы уже почти вышли из кризиса, но разные враги не позволили… Ну, а дальше, думаю, не важно, итак все понимают смысл окончания этой фразы.
Хочется верить, что впредь уже ничто не будет затруднять свободное соперничество идей и концепций развития экономики Украины. И, тем не менее, есть ли у умных людей шанс быть услышанными? Наконец, главный вопрос – это степень обязательств, которые на себя должны взять политические лидеры во время этой предвыборной кампании.