Французский президент Эмманюэль Макрон решил примерить китель Де Голля, когда заявил о намерении создать европейскую армию: «Мы не защитим европейцев, если не решим создать настоящую европейскую армию. Перед лицом России, которая граничит с нами и показала, что она может быть угрозой, мы должны иметь Европу, способную защищать себя самостоятельно, не полагаясь только на США».
В то же время, этот тезис оказалась своевременным, если вспомнить растущие разногласия между нынешним Белым Домом и ключевыми столицами Западной Европы. Фактически реакция по поводу создания европейской армии канцлера Германии Ангелы Меркель во время выступления перед депутатами Европарламента была ожидаемой. Она решительно поддержала идею создания единых вооруженных сил Европейского Союза: «Что мы должны на самом деле сделать - это разработать видение создания действительной европейской армии».
Это заявление Меркель депутаты Европарламента встретили бурными аплодисментами и поддержкой. Что свидетельствует о внутренней готовности европейцев позаботиться о своей безопасности самостоятельно и независимо от воли Вашингтона. К которому, с приходом к власти Трампа, стало меньше доверия.
Идея избавиться от покровительства (иногда неприятного и унизительного) для Европы не нова. Но на самом деле есть огромные проблемы с ее реализацией в административной и финансовой сферах. Дело в том, что оборонный бюджет США больше, чем оборонный бюджет всех стран-членов НАТО вместе взятых. На этом всегда и основывалось лидерство США в Альянсе, что позволяло и размещать военные базы на территории европейских стран, и создавать «близких» союзников вроде Польши. Но также это помогало находить консенсус и внутри НАТО.
Однако сегодня ситуация осложнилась в связи с тем, что возникли определенные противоречия между США и Европой, в частности в торговой сфере. Негативным эхом для Европы также стало то, что администрация Трампа скептически отнеслась к вопросам совместной работы по противодействию такому глобальному вызову как изменение климата. Все эти вещи стимулируют страны Западной Европы создавать систему безопасности, которая будет домашней для них, чтобы стать более независимыми от США.
Конечно, здесь есть много проблемных аспектов. Известно, что быстрое решение вопросов внутри Европы дается сложно. Например, смогут ли Германия и Франция достигнуть общего лидерства и балансировать в той системе? Кроме того, появились очень существенные проблемы в отношениях с Турцией как партнером в НАТО. Есть, хотя и тщательно скрытые, нюансы отношений с Россией. В частности, несмотря на санкции, ряд европейских игроков (среди которых Германия, Италия и Франция) желают сохранить уровень бизнес-отношений с Россией, несмотря на развернутую войну против Украины и откровенное противостояние западным ценностям.
Стоит отметить, что в сугубо военной плоскости страны ЕС могли бы решить эту главную проблему, в частности, направлением работы оборонной промышленности непосредственно на безопасность Европы. По условиям консенсуса европейские страны могли бы создать мощную армию. Но наиболее спорными вопросами пока остаются административные и финансовые.
Какие функции могла бы взять на себя европейская армия?
Безусловно, речь идет об обеспечении безопасности на европейском театре военных действий (ТВД) и вообще на территориях, вплотную прилегающих к Европе. Достаточно симптоматично, что инициатор этой идеи Эммануэль Макрона провозгласил, что Европа «должна защитить себя от Китая, России и даже США».
Симптоматично, что американцы начали говорить об угрозе евроатлантического единства, хотя европейцы и провозглашали, что европейская армия будет вместе, а не вместо НАТО.
Важно отметить, что самим европейцам важно осуществить нужные шаги в сторону привлечения стран, не являющихся членами НАТО. Это может оказаться нелегким делом, учитывая, например, реакцию МИД Австрии – которое отметило, что идея европейской армии противоречит конституционной позиции Австрии, поскольку Австрия - нейтральная страна.
В нынешней Европе небезосновательно опасаются создания условий для противостояния времен «холодной войны», где полем столкновения выступала именно Европа. Поэтому рассуждения о необходимости сделать Европу сильнее не является капризами, а скорее стало результатом понимания рисков в связи с попыткой Москвы пересмотреть и создать новую архитектуру мировой и региональной безопасности.
В этом контексте стоит вспомнить, что идея созрела не на пустом месте. Еще в конце июня 2018 года по инициативе Франции министры обороны девяти стран Европы - Франции, Германии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Эстонии, Испании, Португалии и Великобритании, - подписали соглашение о формировании совместных Европейских сил военного реагирования, которая фактически позволит продолжить участие Британии после Brexit.
Как было отмечено официально, эта инициатива будет отличаться от европейского оборонного пакта, известного как PESCO (Permanent Structured Cooperation - "Постоянное структурное сотрудничество"), включающего в себя все страны-члены ЕС (кроме Великобритании, Мальты и Дании). Инициатива совместных сил, предложенная президентом Франции, будет направлена на быстрое развертывание войск вблизи границ Европы. Силы реагирования будут состоять из военнослужащих ряда стран, в том числе ЕС, и могут быть развернуты за границей во время гуманитарных кризисов и гражданских войн.
Без сомнения, такое положение дел в Европе на руку Москве. Ведь предоставляет ей возможность принять участие в составлении новой конструкции безопасности, с максимальным учетом российских интересов. Наверное, именно поэтому президент РФ Путин в рамках торжеств 11 ноября в Париже положительно отреагировал на идею президента Франции.
Что должна сделать в такой ситуации Украина? Безусловно, Киеву важно держать руку на пульсе и не только оперативно реагировать на процессы, а действовать на опережение. В частности, предложить такие инициативы, которые сделают Украину частью нового объединения. Особенно это актуально в контексте развития современной и сильной украинской армии, обязательно профессиональной.
Украина на самом деле может и должна играть в таком военном образовании исключительную роль.
Во-первых, сейчас это европейская страна с опытом ведения современной войны. Более того, именно Украина защищает сейчас Европу от российской угрозы. Не говоря уже о том, что Украине не были предоставлены обещанные гарантии за ядерное разоружение при осуществлении агрессии против нее. Это позволяет Киеву настаивать на том, что Украина не может оставаться за скобками процесса создания и формирования новой конструкции региональной безопасности.
Во-вторых, Украина имеет некоторые исключительные возможности. В частности, может предложить для новой армии Европы обеспечение мобильности за счет военно-транспортной авиации. Украина имеет огромный опыт переброски войск и военных грузов НАТО самолетами Ан-124 «Руслан», но кроме них, способна предложить и новые компактные Ан-178.
Итак, многое зависит от украинской дипломатии, от способности защищать и реализовывать свои национальные интересы. Киеву следует учиться это делать, несмотря на зависимость от внешних факторов. И перейти к активной внешней политике, которая должна сделать Украину сильнее и более защищенной. Тем более, с учетом возрастания количества военных провокаций со стороны России.