ГоловнаСвіт

Чи з'явиться в Білорусі російська військова база?

Москва и Минск договорились отодвинуть решение вопроса о российском военном присутствии в Беларуси на неопределенный срок. Однако после выборов в Украине, судя по всему, Кремль рассчитывает все же добиться от Александра Лукашенко соответствующих уступок.

Встреча президент России Владимира Путина с президентом Беларуси Александром Лукашенко в Могилеве, Беларусь, 12 октября 2018.
Фото: EPA/UPG
Встреча президент России Владимира Путина с президентом Беларуси Александром Лукашенко в Могилеве, Беларусь, 12 октября 2018.

В последнее время теме возможного размещения российской военной базы в Беларуси и в целом военно-политическому сотрудничеству двух стран было посвящено непривычно много заявлений на высшем уровне. Заявления эти содержали мало конкретики и порой выглядели противоречиво. Но при этом не оставляли сомнений: вопрос о российском военном присутствии в Беларуси действительно активно обсуждается.

“Мы будем вынуждены что-то размещать”

Выступая 31 октября на заседании экспертной группы Мюнхенской конференции по безопасности Александр Лукашенко заявил, что Беларусь и Россия готовят “адекватный ответ” на возможное размещение в Польше американской военной базы “Форт Трампа”. Спустя четыре дня, в ходе встречи с жителями поселка Болбасово, Лукашенко вернулся к этой теме и рассказал, что недавно прямо предупредил главу МИД Польши: размещать у себя американскую базу не следует.

“В противном случае мы с россиянами должны будем отвечать. Значит, мы будем вынуждены что-то размещать, чтобы вам противодействовать”, - добавил он.

Казалось бы в Болбасово Лукашенко вполне однозначно заявил о готовности пустить российскую армию на свою территорию в рамках симметричного ответа на “Форт Трампа”. Но спустя еще два дня белорусский лидер примет в Минске представителей американских аналитических центров и, на первый взгляд, полностью дезавуирует свое предыдущее заявление. Теперь Лукашенко скажет, что белорусские войска способны самостоятельно защитить свою территорию, российская база в Беларуси абсолютна не нужна и все разговоры на эту тему - обычная болтовня.

Фото: Евгений Фельдман

“Я даже не вижу какой-то необходимости в привлечении другого государства на территорию Беларуси, в том числе России, для выполнения наших функций. Вот почему мы категорически против размещения (базы), тем более базы военно-воздушных сил”, - подчеркнул он.

Спецпредставитель Путина, российский посол в Беларуси Михаил Бабич к всеобщему удивлению Лукашенко полностью поддержал: "Президент Беларуси абсолютно прав: на сегодняшний день боевых возможностей российских вооруженных сил, белорусских вооруженных сил достаточно для отражения любой агрессии любого противника. В сегодняшней ситуации делать ничего не нужно. Но если, конечно, этот паритет будет нарушен, то, как правильно сказал президент Республики Беларусь, верховные главнокомандующие найдут эффективное решение для того, чтобы адекватно отреагировать на то развитие обстановки, которое может происходить".

Бабич добавил, что с 2015 года “никто ни в открытом режиме, ни в закрытом режиме никаких предложений по размещению российской военной базы в Беларуси не делал”.

Михаил Бабич
Фото: kremlin.ru
Михаил Бабич

Заявление Бабича выглядели довольно странно, учитывая что совсем недавно представители Кремля отметились откровенно милитаристской риторикой в данном вопросе. Министр обороны Сергей Шойгу в конце октября прилетел в Минск на совместную коллегию оборонных ведомств Беларуси и России, где выступил с резкой критикой НАТО, обвинил альянс в подготовке наступательной войны, а в ответ на размещение в Польше американской базы пообещал принять соответствующие меры. В те же дни Бабич без всякого видимого повода заявил, что Москва будет воспринимать нападение на Беларусь как нападение на Россию и готова оказать своей союзнице “любую необходимую помощь”.

То, что Бабич в итоге поддержал тезис о ненужности российской базы в Беларуси легко принять за победу Лукашенко: мол, ему все-таки удалось отстоять свои интересы. Однако, скорее всего, никаких противоречий в этом вопросе между Минском и Москвой просто не было - речь шла о согласованной линии поведения на международной арене.

Игра слов

С одной стороны, следует понимать: когда белорусский президент говорит, что он “категорически против” размещения российской базы - он не лукавит.

“Российская база станет угрозой суверенитету Лукашенко, - объясняет эксперт аналитического центра “Стратегия” Валерий Карбалевич, - В случае размещения военной базы, она будет носить экстерриториальный статус - т.е. на территории Беларуси будут находиться вооруженные силы, которые подчиняются не Лукашенко, а своему российскому командованию. В таких условиях Беларусь легко может быть втянута в военный конфликт против своего желания. Кроме того, Лукашенко хорошо помнит, с чего начался захват Крыма - с военно-морской базы РФ, именно оттуда пришли российские солдаты. И это урок для всех постсоветских лидеров”.

Виталий Карбалевич
Фото: udf.by
Виталий Карбалевич

С другой стороны, никто и не говорил, что Москва планировала немедленно разместить свою военную базу в Беларуси. Более того, в действительности заявления Лукашенко для жителей Болбасово и для американских аналитиков вовсе не являются взаимоисключающими. Да, база абсолютно не нужна. Но в случае появления “Форта Трампа” Беларусь будет вынуждена “что-то размещать”. И в этом нет никакого противоречия. Характерно, что Бабич, якобы соглашаясь с Лукашенко, постоянно подчеркивал: база не нужна “на сегодняшний день”, “в сегодняшней ситуации”, но если “паритет будет нарушен”, то “верховные главнокомандующие найдут эффективное решение”. Читай - примут решение о российском военном присутствии в Беларуси.

Так что заявление Лукашенко о ненужности базы вовсе не было демаршем. И в том, что Бабич поддержал белорусского лидера, нет ничего удивительного - он ведь не выступил против планов Кремля.

“Судя по всему, пока что вопрос о размещении базы снят с повестки дня, - считает Валерий Карбалевич, - Однако он может туда вернуться, если начнется эскалация напряжения. Если в Польше возникнет “Форт Трампа” или в Восточной Европе появятся новые ракетные комплексы в результате полного выхода из договора о РСМД”.

К слову, ранее ведущий белорусский военный эксперт Александр Алесин в интервью LB.ua высказывал предположение, что в ответ на усиление США и НАТО в Восточной Европе Россия перебросит в Беларусь ракетную бригаду “Искандеров”. А чтобы шаг этот не выглядел слишком одиозно - бригада будет находиться под совместным командованием или даже под формальным командованием белорусских военных.

Косвенно на подобный сценарий намекнул и Лукашенко во время встречи с американскими аналитиками. Он отметил, что в случае, если НАТО будет размещать базы вблизи белорусских границ, то Минску потребуется “более эффективное оружие, прежде всего ракетное”. Понятно, что получить такое оружие Лукашенко может только от России и, скорее всего, только в комплекте с российским личным составом.

Не исключено, что предварительная договоренность на этот счет между Путиным и Лукашенко уже была достигнута. Разумеется, к подобным устным соглашениям (если оно действительно существует) относиться следует максимально осторожно - оба авторитарных лидера не отличаются верностью своим словам. Однако пока что не похоже, чтобы у союзников обнаружились серьезные разногласия по вопросу военно-политического сотрудничества. То, как гладко риторика Москвы и Минска балансирует между воинственным заявлениями (вынуждены “принимать меры”, “что-то размещать”) и примирительными (в базе “нет необходимости”, “делать ничего не нужно”), вообще наводит на мысль, что данная тактика была согласована и хорошо скоординирована с самого начала. Выступая перед американскими экспертами с тезисами политики разрядки, Лукашенко, вполне вероятно, озвучивал в том числе и месседж Путина, который на данном этапе хотел бы избежать нового витка конфликта с Западом. Тем более, что в ближайшей перспективе ожидается куда более важное для Москвы событие - выборы в Украине.

Фото: EPA/UPG

От выборов до выборов

Очевидно, что до выборов в Украине к теме российской военной базы в Беларуси Кремль возвращаться не станет. Во-первых, просто потому что украинские выборы для Путина куда важнее, чем имиджевый ответ на действия НАТО или политическое влияние на Беларусь. Во-вторых, российские войска в Беларуси заставят всех заговорить об угрозе новой фазы путинской агрессии в регионе, а такой лейтмотив для электоральнай кампании в Украине Москве совершенно ни к чему.

“Я думаю, что вопрос о базе пока что поставлен на паузу и это во многом связано с тем, что сейчас Россия активно занята украинской электоральной кампанией, - отмечает директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, - Но стратегически Россия будет настаивать на том, чтобы какой-то пункт постоянного военного присутствия на территории Беларуси организовать. Это связано не с попыткой как-то реагировать на изменение военно-политической обстановки в контексте усиления активности НАТО и США в Центральной и Восточной Европе. Россия рассматривает военное присутствие в Беларуси как инструмент усиления политического контроля и блокирования попыток Минска развивать отношения с Западом”.

Арсений Сивицкий в этой связи напоминает, что в предыдущий раз тема размещения российской военной базы в Беларуси присутствовала в повестке дня в 2013-2015 гг.

“В то время НАТО еще не приняло решение о размещение четырех батальонно-тактических групп в странах Балтии и Польши. И уж тем более тогда не шло речи о создании “Форта Трампа”. Но Москва все равно этот вопрос поставила. Причем поставила в самый неподходящий момент с политической точки зрения - накануне президентских выборов. Не исключено, что по мере приближения новой электоральной кампании в Беларуси (президентские выборы могут состояться уже в конце 2019 года - прим. И.И.) вопрос может снова оказаться на повестке дня”, - считает эксперт.

Арсений Сивицкий
Фото: svaboda.org
Арсений Сивицкий

История с попыткой размещения российской базы в Беларуси в 2013-2015 гг. весьма показательна. Речь тогда шла о базе военно-воздушных сил, российские генералы даже озвучили конкретные варианты дислокации (Лида, Барановичи или Бобруйск) и безапелляционно заявляли, что состав базы и ее организационно-штатная структура уже утверждены. Незадолго до белорусских выборов 2015 года Владимир Путин официально отдал правительству распоряжение подписать с Минском договор о создании российской авиабазы. Но Лукашенко, который ранее, казалось, был вовсе не против подобной базы, вдруг заявил, что она совершенно не нужна и подписывать соглашение отказался.

Наверняка, Лукашенко рассчитывает, что и в следующий раз, когда вопрос о российском военном присутствии окажется в повестке дня, он сможет уклониться от этой сомнительной сделки. Однако повторить подобный трюк будет сложнее. Кремль наверняка сделал выводы из истории с авиабазой и теперь постарается сформулировать свое предложение так, чтобы Лукашенко не имел возможности от него отказаться.

“Россия будет стремиться углубить военно-политическую интеграцию с Беларусью и трансформировать альянс по принципу ассиметричного партнёрства - когда Кремль принимает все решения, а Минск просто их выполняет. Но это не соответствует стратегическим интересам Беларуси и ее руководства. Очевидно, что любая форма российского военного присутствия в Беларуси будет не только подрывать суверенитет и независимость страны, но и создавать дополнительные вызовы и угрозы для соседних стран”, - констатирует Арсений Сивицкий.

Ігар ІльяшІгар Ільяш, журналіст (Білорусь)
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram