ГоловнаСвіт

Навіщо Лукашенко взявся зміцнювати кордон з Україною?

Александр Лукашенко распорядился усилить пограничные войска и закрыть белорусско-украинскую границу “от бандитов”. Повышенное внимание к южным рубежам страны у белорусского лидера возникло спустя два дня после саммита в Сочи, где у него состоялись “тяжелые” переговоры с Владимиром Путиным. Некоторые аналитики предполагают, что решение об укреплении границы с Украиной принято Лукашенко напрямую в интересах Кремля.

Встреча Александра Лукашенко с государственным секретарем Совета безопасности Станиславом Засем и председателем
Госпогранкомитета Анатолием Лаппо
Фото: пресс-службы президента Беларуси
Встреча Александра Лукашенко с государственным секретарем Совета безопасности Станиславом Засем и председателем Госпогранкомитета Анатолием Лаппо

24 сентября, принимая с докладом секретаря Совета Безопасности Беларуси Станислава Зася и председателя Госпогранкомитета Анатолия Лаппо, Александр Лукашенко заявил, что существует необходимость точечно увеличить количество пограничников, в том числе на границе с Украиной.

“Мы приняли решение об укреплении границы с Украиной. Мы видим, сколько оттуда идет сегодня беды для Беларуси, и в том числе оружия переправляется. Мы должны закрыть границу. Но не для порядочных людей, а для бандитов, для тех, кто везет оружие”, - отметил он.

В качестве непосредственного повода для принятия дополнительных мер на белорусско-украинской границе Лукашенко упомянул о скандальной истории, произошедшей недавно в городке Городея Минской области. Там силовики неожиданно нашли у начальника ТЭЦ местного сахарного комбината Леонида Штейна настоящий склад оружия и боеприпасов - пулемет, автоматы, винтовки, пистолеты сотни гранат и взрывных устройств. Якобы все это Штейн собрал из нездоровой страсти к коллекционированию.

“Откуда все это? Посмотрели - в армии нашей все на месте. Завезли. Поэтому принято решение установить границу с Украиной. Нужна там численность? Нужна”, - сказал Лукашенко.

Александр Лукашенко во время посещения погранзаставы «Дивин»
Фото: БЕЛТА
Александр Лукашенко во время посещения погранзаставы «Дивин»

Хитрость Лукашенко или интересы ФСБ?

Заявление Лукашенко выглядит странно сразу по нескольким причинам.

Во-первых, непонятно о каких “бедах” из Украины идет речь. Всплеска трансграничной преступности, поступления из Украины больших партий оружия, наркотиков или контрабанды в последнее время в Беларуси не фиксировалось. То есть просто непонятно, что подтолкнула белорусское руководство к усилению контроля за южной границей именно теперь.

Во-вторых, вызывает вопросы привязка этого решения к делу об арсенале оружия в Городее. Само по себе внимание к этой истории понять можно - дело для Беларуси действительно беспрецедентное. Однако силовики никогда не заявляли о том, что оружие попало в Беларусь из Украины. Не утверждает этого и сам Лукашенко - он лишь отметил, что оно не внутрибелорусского происхождения, после чего сразу заговорил об укреплении границы с Украиной. Хотя куда более правдоподобно, что оружие попало в Беларусь через восточные рубежи. (Тем более, что СМИ ранее ловили Городейский сахарный комбинат на поставках своей продукции предприятиям “ЛДНР”).

Наконец, само заявление Лукашенко прозвучало спустя два дня после переговоров с Владимиром Путиным, что не может не наводить на мысль о прямой взаимосвязи этих двух событий.

Фото: Prograzhdanstvo.ru

“До заявления Лукашенко никакого напряжения на белорусско-украинской границе не отмечалось. Поэтому я полагаю, что инициатива (“закрытия” границы с Украиной - прим.) принадлежит именно Москве. Тут есть интерес ФСБ: россияне опасаются, что через Беларусь на их территорию будут поступать оружие, запрещенная литература и условные “украинские диверсанты”. Я думаю, что это не первые и не последние меры, которые направлены на укрепление безопасности РФ. Это начало расплаты за те экономические уступки, которых добилось белорусское руководство в Сочи”, - говорит в интервью LB.ua военный эксперт Александр Алесин.

Алесин предполагает, что “закрытие” границы с Украиной могло быть условием снятия препонов при пересечении белорусско-российской границы гражданами третьих стран. Дело в том, что с февраля 2017 года Беларусь ввела безвизовый режим для граждан 80 стран мира (сначала на срок до 5 суток, а с июля нынешнего года - до 30). Безвиз вызвал негативную реакцию в России, которая в ответ установила на границе с Беларусью пограничную зону и фактически блокировала иностранцам возможность попадать в РФ через белорусскую территорию.

Следующей услугой, которую Лукашенко окажет Кремлю в сфере безопасности, может оказаться размещение на белорусской территории ракетной бригады “Искандеров”, полагает Алесин.

Александр Алесин
Фото: dw.com
Александр Алесин

“Учитывая то внимание, которое в Москве уделяют концентрации сил НАТО и США в странах Балтии и Польши, не исключаю, что Россия захочет разместить на белорусской территории бригаду “Искандеров”. Чтобы это не выглядело слишком одиозно, возможно, это будет бригада под совместным командованием или даже под командованием белорусских военных. Вряд ли будет размещена авиабаза, потому что она требует создания инфраструктуры и подготовки. А вот бригада “Искандеров” на мобильной колесной техники может быть выдвинуты в западные регионы Беларуси в течении 8-10 часов. Тем более что такой маневр уже отрабатывался. Мы помним, как несколько лет назад “Искандеры” принимали участие в минском параде на День Победы - причем они сюда добирались своим ходом. А зачем нужна была такая трата моторесурса? Я думаю, что тогда как раз решалась задача рекогносцировки местности, изучались возможные маршруты следования”, - говорит военный аналитик.

Однако существует и иной взгляд на пограничную инициативу Лукашенко. Эксперт Центра стратегических и внешнеполитических исследований Юрий Царик полагает, что слова белорусского президента вообще не следует воспринимать буквально. Совещание 24 сентября было посвящено не ситуации на границе с Украиной, а в целом усилению пограничных войск. Причем главной причиной такого усиления может быть как раз ситуация на белорусско-российской границе.

Юрий Царик
Фото: naviny.by
Юрий Царик

“Я не думаю, что это решение связано с переговорами в Сочи - они разве что могли повлиять на риторику Лукашенко, но не на принимаемые меры. Ведь вопрос об укреплении границы возник не сегодня. В кулуарах давно обсуждаются планы по восстановлению пограничного контроля с белорусской стороны на границе с Россией. Все прекрасно понимают, что именно граница с Россией является той дырой, через которую идет и оружие, и наркотрафик, и криминальные элементы. Отсутствие контроля на этой границе с каждым днём представляет все большую угрозу национальной безопасности. Поэтому, на мой взгляд, это тот случай, когда внутренние шаги публично объясняются белорусскими властями так, чтобы не вызвать раздражения в России. То есть, реально мы занимаемся и южной, и восточной границей, а говорим только про Украину”, - отмечает Юрий Царик.

Что произошло в Сочи?

Расхождения в оценках произошедшего вполне объяснимы, учитывая крайнюю непрозрачность итогов саммита в Сочи.

Переговоры в Сочи 21 сентября снова проходили за закрытыми дверями и заявлений для прессы не предполагали. В прошлый раз, в конце августа, подобное молчание дало повод для многочисленных спекуляций - в итоге Лукашенко пришлось дать специальное интервью, где он объяснил, что ничего страшного в ходе встречи с Владимиром Путиным не произошло. На этот раз белорусский лидер не стал допускать старых ошибок и сразу по возвращению в Минск собрал совещание, где рассказал об итогах сочинского саммита. Кроме экономики, как пояснил Лукашенко, обсуждалась внешняя политика - ОДКБ, СНГ и “прежде всего Украина”.

“Переговоры длились 6 часов, даже больше. И если откровенно, то это были даже не сложные, а тяжелые переговоры. Но результативные”, - заявил он.

Фото: NewsBel.by

Однако как раз результативность и вызывает сомнения. Лукашенко постарался заверить публику, что по всем важным экономическим вопросам (в том числе по нефти и кредитам) было достигнуто взаимопонимание и найдены решения. Однако по факту отчитался он только о том, что в ближайшее время Беларусь получит шестой транш кредита Евразийского фонда стабилизации и развития на сумму в $200 тыс. Что вряд ли можно считать большим успехом - договоренность об этих средствах была достигнута давным-давно, а Москва просто тормозила их выделение. Никаких новых соглашений в Сочи подписано не было, а на каких условиях стороны достигли устных договоренностей по нефти - не сообщается.

Очевидно, что получение Беларусью тех или иных дотационных бонусов Владимир Путин будет увязывать с поддержкой Александром Лукашенко геополитических планов Кремля. Однако вовсе не факт, что в Сочи Путин добился от Лукашенко каких-то реальных уступок. Пока что стороны просто обменялись обещаниями, относиться к которым стоит максимально скептически - оба авторитарных лидера не отличаются верностью своим словам. Так что торг Москвы и Минска в действительности только начинается. И каждый из участников этого торга постарается перехитрить оппонента.

Если Лукашенко занялся границей с Украиной действительно в интересах России, то пока что это больше похоже на желание добиться благосклонности Кремля, приложив для этого минимум усилий. Точно так же, как и в случае с голосованием в Генассамблее ООН по вопросу оккупированных территорий Украины, речь идет об услугах, которые не несут непосредственной угрозы власти Лукашенко и суверенитету Беларуси. Однако вряд ли подобные полумеры удовлетворят восточного соседа - очевидно, что сейчас Путин намерен добиваться максимального вовлечения Беларуси в противостояние России с Западом и Украиной.

Ігар ІльяшІгар Ільяш, журналіст (Білорусь)
LB.ua в соцмережах: