ГоловнаСвіт

Інформаційні уроки «ракетної кризи»

В информационной атаке против Украины, связанной с якобы поставкой украинских двигателей в Северную Корею для их ракетной программы есть и плюсы, если так можно выразиться. Имеются ввиду выводы, которые можно сделать из ситуации.

Фото: panoptikon.org

Уже спустя сутки после появления публикации в американском издании «The New York Times» о якобы поставках Украиной комплектующих запчастей для межконтинентальных ракет Северной Корее, которыми их президент постоянно пугает США, было установлено, что публикация имеет все признаки манипуляции и дезинформации.

Эксперты, СМИ и официальные органы Украины разложили по полочкам, почему появившаяся в авторитетном издании информация является «вбросом».

В один голос указывается и заказчик — Кремль, который таким образом пытается подорвать доверие к Украине со стороны США. Как минимум — чтобы сорвать (а лучше вообще заблокировать) наметившийся процесс передачи американского оружия Киеву.

Не исключено, что история с «украинскими двигателями» приурочена к предстоящей встрече спецпредставителя США по Украине Курта Волкера и помощника президента России Владислава Суркова. Предполагалось, что на этом мероприятии стороны обсудят новые санкции против России.

Курт Волкер
Фото: Facebook/Europa Libera
Курт Волкер

Кроме того, новым скандалом Москва пытается отвести возникшие подозрения от российского участия в ракетной программе КНДР. Такая тактика не нова, такого рода фейков было множество и возникают они в тот момент, когда Кремль ловят за руку и Москва не просто пытается уйти от ответственности, но и переложить свою вину на кого-то другого. Наиболее яркий пример — история с пассажирским самолетом рейса МН-17 Малазийских авиалиний.

И конечно, этот «вброс» можно рассматривать как очередную попытку дестабилизировать украинское политическое и информационное поле, сделать его уязвимым к дальнейшим атакам.

Нет худа без добра

Тем не менее, в этой информационной атаке против Украины есть и плюсы, если так можно выразиться. Имеются ввиду выводы, которые можно сделать проанализировав ситуацию.

Во-первых, скандал показал, что работать над профессиональным уровнем редакторов некоторых украинских СМИ стоит продолжать. Ведь большинство отечественных медиа ухватились за «жаренное» заявление, подавая факт вины Украины почти как состоявшийся факт (некоторые умудрились сделать это даже в заголовке: «Следователи связали успех ракетной программы КНДР с украинским заводом "Южмаш"” или "В США подозревают Украину в продаже ракетной техники Пхеньяну" и прочие).

Во-вторых, украинской аудитории следует наконец-то осознать, что западные СМИ нужно читать не менее критично, чем российские. Доверия к публикациям только по критерию их происхождения (принцип «раз западное — значит правда») уже давно не должно существовать в природе. Ибо а) и там тоже работают живые люди - которым и ошибаться свойственно, и наличие корыстных интересов у них тоже никто не отменял. И б) россияне давно используют слепую веру украинцев в заграницу в своих интересах.

Фото: pleska.info

Так, даже беглый анализ показывает, что за последние 2-3 года многие серьезные информационные атаки против Украины начинаются не, как принято думать, на российском «ящике» (которому нет доверия уже даже и в самой России), а с территории западных стран — с площадок как никому ранее неизвестных, так и авторитетных иностранных СМИ/экспертов/политиков. Это уже потом подключаются россияне (а вместе с ними — и их адепты и «Шестая колона» в Украине), раздувая «зраду» до невиданных высот.

В-третьих, надо четко осознавать, что в США (как и в любой другой западной стране) ни у кого нет монополии на власть или на СМИ. Поэтому громкие обвинения в адрес Украины могут быть частью кампании по выяснению внутриполитических отношений между демократами и республиканцами, Белым домом и Конгрессом, Госдепом и СМИ и т. п. И лучшее в этой ситуации — не прыгать с головой в омут ведущейся между ними информационной войны, определенно становясь на чью-то сторону. А четко и без истерик аргументировать свою позицию — как открыто, так и непублично, по рабочим каналам. В принципе, отсутствие официальной реакции на высшем политическом уровне (заявления МИД, президента) свидетельствует о том, что Киев выбрал второй вариант (уведомление партнеров по рабочим каналам), не желая накачивать своей публичной реакцией важность фейка.

И в-четвертых, использование внешнеполитических событий для получения внутриполитических пиар-бонусов могут обернуться как минимум конфузом, а то и серьезным репутационным ущербом. В такой капкан в очередной раз угодила Юлия Тимошенко, которая поспешила информационно «пнуть» президента и премьера Украины, обвинив их в «непрофессионализме» и «преступности» и даже заявив, что «эта власть уничтожает Украину». Такая резвость Юлии Тимошенко при отсутствии еще официальной реакции украинской стороны сразу же напомнила ее знаменитый смех на общей пресс-конференции с Владимиром Путиным после российского вторжения в Грузию в 2008 году. Уже тогда игра против своей же страны в интересах Кремля стала серьезным «черным пятном» в политической биографии этого политика. И вряд ли сейчас такая радость Тимошенко из-за информационных атак на Украину добавит ей уважения граждан.

Правда, видимо столкнувшись с негативной реакцией секретариат партии «Батькивщина» заявление своего лидера потом дезавуировал, использовав смешную отговорку о том, что «на сайте не было никакой позиции нашей команды» (то есть позиция Ю.Тимошенко уже не позиция партии - как это понимать?) и что это «технологии оппонентов».

Но дело сделано — заявление Тимошенко с удовольствием разобрали на нужные цитаты российские СМИ. Так что иногда важно сначала думать, и только затем что-то делать.

Ігор СоловейІгор Соловей, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram