Впервые за 13 лет позиции ПСР пошатнулись, партия потеряла порядка 9% голосов по сравнению с итогом прошлых выборов. Согласно предварительным результатам голосования, партия, которую ранее возглавлял нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, а нынче - его союзник премьер-министр Ахмед Давутоглу, не смогла получить большинство в парламенте, набрав 40,8% голосов и обеспечив себе лишь 258 мест из 550. Теперь ПСР придется создавать коалицию с одной из преодолевших 10-процентный барьер оппозиционных партий - Республиканской народной партией (25%, 132 места), Партией националистического движения (16,4%, 80 мест) или прокурдской Народно-демократической партией (13,1%, 80 мест).
При этом не все оппозиционные партии готовы строить с ПСР какие-либо отношения. Так, сопредседатель прокурдской НДП Селяхаттин Демирташ (Selahattin Demirtas) уже исключил возможность создания коалиции с ПСР, заявив, что "дискуссии об исполнительной власти президента и диктатуре подошли к концу с этими выборами". Сторонники НДП, ставшей четвертой парламентской партией в Турции за последние 12 лет, его позицию поддержали. Для курдов, которые составляют около 20% населения Турции, успех НДР стал очень серьезным достижением, поскольку ранее их представителей на политической арене страны не было. Более того, прохождение НДП в парламент дает шанс на решение курдского вопроса, в перспективе - возможные договоренности между НДП и ПСР по поводу большей децентрализации и увеличения полномочий местных курдских муниципальных администраций.
Любопытно, что кроме самих курдов, успех партии в некоторых городах обеспечили и голосовавшие за нее "ущемляемые" группы населения - христиане, женщины и даже представители сексуальных меньшинств. Кроме того, лидером партии, на ряду с Демирташем, является Фиген Юксекдаг, что для Турции уже необычно, поскольку женщин-политиков в стране довольно мало.
Лидер ПНД Девлет Бахчели (Devlet Bahceli) сперва допустил возможность создания коалиции с ПСР, но выдвинул условие, - в ней не должно быть курдов. Впрочем, чуть позже он отверг такую возможность. При этом он отметил, что в случае, если ПСР не сможет договориться с оппозицией, придется задуматься о проведении повторных выборов.
Предвыборная агитация проводилась с немыслимым масштабом, а сам Эрдоган, который пользуется серьезной поддержкой среди электората, был лицом предвыборной кампании ПСР, из-за чего его не раз обвиняли в нарушении предвыборной этики. Впрочем, все партии вели жесткие информационные бои за избирателей, использовали популистские акции с раздачей студентам планшетов, а также обещали "звезды с неба". Но в случае с ПСР это не помогло. Результаты выборов стали неожиданностью не только для Эрдогана, но и для турецкой экономики. После публикации предварительных результатов голосования (официальные будут обнародованы через 10–12 дней) курс турецкой лиры упал до рекордного минимума, снизившись на 5% и достигнув отметки в 2,8 турецкой лиры за один доллар.
К слову, несмотря на то, что за время правления ПСР экономическая ситуация в Турции значительно улучшилась (например, втрое увеличился ВВП), в последнее время правящую партию обвиняли в замедлении экономического роста, что также не могло не сказаться на оппозиционных настроениях граждан.
Главным итогом выборов, однако, стал тот факт, что из-за поражения ПСР Эрдоган потерял возможность в одностороннем порядке изменять конституцию, а именно - возможность расширить президентские полномочия.
Парламент Турции насчитывает 550 мест. Партия, которая держит в нем более двух третей кресел, обладает широкими полномочиями. К примеру, может менять конституцию без проведения всенародного референдума. После выборов ПСР утратила такое право. В ПСР рассчитывали на 367 мест по итогам выборов, что позволило бы сделать республику президентской вместо парламентской. ПСР готовила проект новой конституции около двух лет. Основным аргументом в пользу изменения формы правления были заявления, согласно которым нынешний закон представляет собой наследие революционного прошлого, идущего вразрез с демократическими стремлениями современной Турции. Даже в случае, если бы партия получила 330 мест, она смогла бы инициировать подобные изменения в основной закон без необходимости согласования с другими парламентскими партиями, хоть и с необходимостью проводить всенародный референдум. Теперь, когда изменения в конституции придется согласовывать с партнерами по коалиции, реформа не представляется возможной, а Эрдогану придется, по крайней мере временно, распрощаться с надеждой на получение широких полномочий.
Давутоглу, между тем, уже призвал все прошедшие в парламент партии к разработке новой конституции. Однако что именно премьер-министр хочет изменить в основном законе, пока не ясно.
Пока что коалиция между ПСР и оппозиционными партиями кажется маловероятной, но и в случае, если она все же будет сформирована - ее будущее под большим вопросом из-за серьезных разногласий между политическими силами. Более вероятный вариант развития событий - роспуск парламента и проведение досрочных выборов.