Конечно, можно говорить о падении рейтинга «белых» - правящей партии - на 5%, можно говорить и о том, что сами выборы были сфальсифицированы, что власть ПСР и самого Эрдогана пошатнулась, да и надоела большей части турецкого населения. По большому счёту это правда. А что дальше? Президентские выборы 10 августа, на которых, как показывает «пробник» проведённых местных выборов, победит Эрдоган.
Станет ли Эрдоган президентом?
Учитывая правовой аспект, выдвижение Эрдогана в президенты Турции – неизбежно. Так, по действующему уставу партии, член ПСР, избирающийся 3 раза подряд в парламент, не может быть избран в 4-й раз. Таким образом, войти в следующий парламент, а значит, стать премьером лидер ПСР не сможет. Есть и сопутствующая проблема – сохранение верных ему людей в парламенте Турции. Так случилось, что большинство приверженцев Эрдогана в парламенте подпадают под статью данного устава. Конечно, устав изменить можно, да вот только на рейтинг возможного будущего президента и в целом на непростую ситуацию в стране это сильно повлияет. Да и не нужно забывать о конкурентах – военных, которые уже неоднократно снимали турецких правителей, а также представителей полиции и судебной системы, некоторую часть коих контролирует противник Эрдогана Фетхуллах Гюлен.
Спрогнозировать результаты будущих выборов невозможно, учитывая постоянные скандалы, связанные с Эрдоганом, его семьей и партией. Но выборы 30 марта дали понять несколько вещей. Во-первых, Эрдоган и «белые» готовы идти абсолютно на всё, чтобы выиграть будущие выборы: «случайные» смерти избирателей и даже одного кандидата на выборах 30 марта, а также разного рода фальсификации, которых ещё не знала современная Турция, - этому доказательство.
Во-вторых, местные выборы закрепили возможность за Эрдоганом контролировать ход президентской гонки и использовать административный ресурс. В-третьих, не стоит забывать о прокурдской Партии мира и демократии – ПМД, которая набрала 6,9% голосов избирателей. Данная структура была создана самим Эрдоганом в 2008 году для контроля над курдским населением и для уменьшения влияния ультраправой ПНД. Поэтому стоит подчеркнуть, что на выборах президента Эрдоган добавит 6,9% голосов избирателей и сможет контролировать ход выборов на юго-востоке Турции.
Но самая важная составляющая, о которой нельзя забывать, – это немецко-турецкие соглашения. Так, прошлой осенью между Эрдоганом и Меркель было подписано соглашение о возможности голосования турок, проживающих на территории Германии. Нужно учитывать и тот факт, что голосующего турецкого населения насчитывается около 1,5 млн., а контроль над ними ведёт «милли герюш» - запрещённая организация в самой Турции, но успешно действующая в Германии. Именно эта организация дала старт политической карьере Эрдогана и продолжает оказывать ему свою помощь. Поэтому, учитывая лишь факты, можно предугадать, станет ли Эрдоган президентом.
Турция президента Эрдогана
Реджеп Тайип Эрдоган на сегодняшний день является наиболее реальным претендентом на президентское кресло. Воспринимать же его президентство, как продолжение уже существующей политики, ошибочно.
Действительно, планируется, а, по некоторым данным, уже создаётся новая турецкая конституция, которая предусматривает переход из парламентской модели правления в президентскую форму. В этом случае стоит говорить об авторитарных тенденциях внутри государства. Это означает, что клановая борьба в стране если не закончится, то осложнится. Это мы видим уже по действиям военного корпуса, который, как подмечают многие эксперты, остался в стороне от конфликтов в Турции и не стал в противовес нынешней турецкой власти, как часто бывало. Ротация представителей судебного и полицейского блоков уже говорит о том, что будут и дальше происходить гонения за исламистами, которые яро поддерживают Фетхуллаха Гюлена. Скорее всего, Турция превратится в сплошной силовой комплекс по зачистке инакомыслящих граждан. Если же население не будет придерживаться политики режима, мы увидим операции, схожие с уже известными «Эргенекон» и «Бальоз».
Стоит сказать и о возможном уменьшении влияния Гюлена на политическую жизнь Турции. Если Реджеп Тайип Эрдоган станет президентом, начнутся преследования тех, кто организовывал митинги и поддерживал протестные движения в Турции, начиная с лета 2013 года. Учитывая, что основной силой противодействия нынешнему премьеру выступал Гюлен, удар последует именно по его структурам влияния. Скорее всего, будут затронуты вакуфы – учреждения, действующие в системе турецкой экономики, которых на территории Турции у Гюлена насчитывается 45. Также пострадают торговые компании – 207, молитвенные дома – 18. Могут преследоваться СМИ: Гюлен контролирует одну из самых влиятельных газет страны «Заман», канал спутникового телевидения и две национальные радиостанции.
Но основной удар, который планируется и это не скрывается, – закрытие сетей доуниверситетских школ – дерсхане. Данные учреждения готовят по системе Гюлена элиту страны, которая влияет на политическую, экономическую и социальную жизнь Турции. Таких учреждений в Турции сотни. Поэтому основной опасностью для Гюлена и исламистов может стать запрещение просветительства по-гюленовски. А для того чтобы понять, насколько влиятелен сегодня Гюлен, стоит лишь сказать о том, что президент Турции, Абдуллах Гюль – мюрид, - ученик Гюлена.
Кстати, необходимо упомянуть и самого Гюля, который может стать той фигурой, что нарушит планы Эрдогана. Уже неоднократно позиции двух лидеров партии – Гюля и Эрдогана - за последнее время расходились. Стоит не забывать о том, что Эрдоган пару лет назад пытался блокировать дальнейшее выдвижение Гюля в президенты на законодательном уровне. Тогда Гюля поддержала НРП, кстати, тоже финансируемая Гюленом. В действительности в рядах «белых» намечается раскол, и то, как себя поведёт Гюль, - загадка. Выступит ли он на стороне Гюлена и выставит свою кандидатуру на президентские выборы, что будет означать крах будущего президентства Эрдогана, или опять же поддержит Гюлена, но будет влиять на политику страны на премьерском кресле, имея большее влияние, чем сегодня.
Заключение
Идеология Эрдогана, если он станет президентом, - изменится. Мягкий исламизм надоел туркам. Получать голоса ПСР стало сложнее, протесты будоражат население - держать ситуацию под контролем тяжело. Учитывая же международную ситуацию, можно с определённым допуском говорить о том, что Эрдоган выберет восточное направление для Турции. Если же ему удастся победить на президентских выборах, мы сможем увидеть исламизм чистой воды, который постепенно будет забирать влияние у Гюлена и ПНД. С другой стороны, с Европой отношения не прекратятся, так как и Турции, и ЕС невыгодно прекращать сотрудничество. Поэтому стоит говорить лишь об одном: нового Эрдогана быть не может, может быть старая Турция.