Реформа обещает новым украинским детям свободу учебного процесса, демократию в отношениях со школой и даже партнерские отношения с учителями. А чтобы взрослым и детям легче было перейти на новый уровень образовательных отношений, министерство существенно изменяет саму организацию пространства новой украинской школы.
Коврик посреди класса, на котором утром происходит встреча учителя с учениками и в непринужденной обстановке все делятся планами на учебный день. Парты на одного человека, потому что теперь каждый - индивидуум. И не просто парты, а двигающиеся парты - потому что мало ли как далеко зайдет учебный процесс... Масса игровых и творческих зон внутри класса. Ну а мягкие кресла, пуфы, картинки и игровые зоны в коридорах вы наверняка уже видели по ТВ.
Мы тоже видели, по ТВ. В реальной школе всего этого прекрасного нет.
Нет в нашей школе, нет в соседней, нет в той, что за соседней.
И это Киев, столица Украины. Не загадочный Николаев, который почему-то не осваивает субвенции на НУШ, не затерянное в Карпатах село, которому, может, облсовет зарубил бюджет. Это один из самых многодетных районов столицы, Дарницкий. Который, хоть и в получасе езды от мэрии и Кабмина, но почему-то не успел заказать, провести и закупить все что положено к старту НУШ. Наверное, интернет барахлил.
“Все, что мы получили к НУШ, - это дупло. Ну это, Lego Duplo, - констатировала педагог, пока папы собирали старые добрые парты в класс перед первым сентября.
Дупло (оно же - лего) - это такой популярный конструктор, кубики которого тоже задействованы в процессе образования первоклашек. (Но кстати, министр же в курсе, что Lego Duplo - это линия для детей от полутора до пяти лет? У него самые крупные кубики для простоты работы. А в школу дети идут в шесть и вполне могут орудовать более сложными деталями Lego). И их выделено аж по кубику на человека.
“К ноябрю должно все быть!” - обещают нам в школе. И мы верим! Но...
Пока НУШ выглядит так: в старом и довольно тесном классе размещается не 25 индивидуумов, как требует новый стандарт, а в лучшем случае 30, а чаще всего 35, а то и 40 учеников. Старые двойные парты поставлены новым способом - дети сидят в круге из шесть человек, а не рядами - и занимают все “образовательное пространство” комнаты, без вариантов свободного передвижения.
О коврике утренней встречи говорить сложно - его можно положить на пол, только если сдвинуть все парты в кучу в другую часть класса. Но парты, как мы помним, без всяких колесиков, их двигать туда-сюда не выйдет. Творческие и игровые зоны некоторые учителя организуют из подручных материалов, принесенных родителями. Но, например, в нашем классе места для зон просто нет, поэтому я не стану осуждать учителя, если он воплотит этот пункт символически.
Библиотеку, кстати, как и игры, мы тоже приносим сами. Учебников нет никаких, прописей тоже. Их, как известно, еще печатают.
Про кресла-мешки, пуфы и игровой инвентарь в коридорах я промолчу. Да, их нет, а в нашей школе настолько много детей и мало места, что и разместить атрибутику лаунжа и свободы было бы негде.
Об оргтехнике, ноутбуках для учителей мы и вспоминать не будем.
Хотя в нашем же Дарницком районе есть идеально упакованная школа - №334 на проспекте Бажана, которую 3 сентября эффектно открыл мэр Кличко и которая строилась уже под стандарты реформы. То есть тендеры в одном районе проводились как-то избирательно?
Поэтому, скажу я вам, пока я смотрела на реформу НУШ по ТВ и прессе, она казалась мне гораздо более симпатичной. И как рядовой пользователь инструмента под названием “система гособразования”, я своего личного ребенка государству для проведения реформ предоставила, и сделала это на свой страх и риск. А вот государство свою часть проекта не обеспечило. И, если честно, мне уже не очень интересно, почему и какое из звеньев цепи не сработало.
Утешает в этой ситуации только одно: помните, как красиво начиналась реформа полиции? Новая идеология, новые незашоренные кадры, вовремя купленная форма, планшеты и современные дорогие авто, купленные на евроденьги. Все блестело, селфи делать было не стыдно, а у профильного министра не было проблем с тендерами на местах. И где эта реформа сейчас, спустя каких-то три года, какое содержание крылось за красивой формой?
Так что пока я все равно оптимист. Может, у министра образования с меньшим бюджетом и нелюстрированными кадрами, без шика и с задержками, но случится все по-настоящему.