Как сообщила председатель Государственного агентства по вопросам кинематографии Екатерина Копылова, уже в этом году агентство планирует профинансировать десять короткометражных дебютов предварительно отобранных конкурсной комиссией.
В связи с этим, Одесский филиал Института Горшенина провел экспертный опрос на тему: "Какое кино следует снимать за государственные средства в рамках госзаказа?"
В самую первую очередь за счет средств госзаказа нужно поддержать детское кино, считает член Международной гильдии кинокритиков Евгений Женин. "В настоящее время детское кино отсутствует в Украине как таковое. Между тем именно оно безоговорочно должно финансироваться государством в первую очередь, поскольку сегодня мы говорим о детях, а завтра - уже о народе. Во вторую очередь государство должно обеспечить производство фильмов, которые проповедуют общечеловеческие, а не сиюминутные, конъюнктурно-злободневные ценности. Ведь кто же, как не государство должно заботиться о том, чтобы люди в этой стране были людьми, а не роботами, машинально нацеленными на заработок денег", - отметил он.
Говоря о мировой практике, критик подчеркнул, что нередко существенная часть прибыли от проката коммерческого кино, априори рассчитанного на кассовый успех, выделяется на производство фестивальных фильмов. "Это картины высочайшего уровня, не рассчитанные на коммерческий успех, но являющееся произведениями искусства, способными продемонстрировать возможности киноязыка, подчеркнуть новые веяния в кинематографе. Это фильмы Киры Муратовой, Александра Сокурова, Алексея Германа. Их картины могут не нравиться, но тот факт, что это - величайшие мастера - неоспорим. Их опыт надо знать, чтобы идти вперед", - заявил Е.Женин.
По мнению народного депутата Украины Евгения Царькова, прежде всего за государственные средства следует создавать качественное кино. "Сегодня на бюджетные деньги снимается низкосортный кинопродукт. В прошлом году в рамках госзаказа был снят один фильм. И я уверен, что ажиотажа вокруг этой картины не будет, поскольку сегодня в стране есть гораздо более значимые социальные темы, нежели очередные истории о том, что "украинцы были первые на этой земле", - заявил парламентарий, и добавил, что он, русскоязычный потребитель, будет смотреть кино на любом языке, если оно снято качественно.
На фоне тех кинофильмов, которые дают большие прокатные прибыли, необходимо снимать элитное кино, которое способно прославить украинский кинематограф. Так считает еще один парламентарий Владимир Яворивский. Депутат также отметил, что отечественный кинематограф сегодня не востребован на телевидении, поскольку на украинских телеканалах процветает шулерство. "Сегодня проще всего взять в России, часто неофициально, кинопленки или диски, поделившись с кем-либо какими-то копейками. Это выгодно, но это не искусство, это - шулерство и оно на многих украинских каналах процветает", - сказал он.
В свою очередь, прославленный украинский кинорежиссер Роман Балаян высказал пожелание, чтобы при распределении госзаказа, чиновники не забывали про начинающих кинематографистов. "Больше всего интересуют дебютанты, те, что за нашими спинами. Важно, чтобы они получили право сделать постановку за государственные деньги. В этом смысле, им больше других нужен шанс, поскольку дебютанты имеют право на и художественную ошибку тоже", - отметил Балаян.
По мнению известного сценариста, преподавателя Одесской киношколы им. Веры Холодной Дмитрия Костроменко, государственной поддержкой в равной мере должны пользоваться все жанры, существующие в кинематографе. "При этом, нельзя ставить во главу угла ни идеологическую направленность фильма, ни коммерческий успех в ущерб художественной составляющей. Одно другому при правильном подходе не мешает, если этим будут заниматься люди, профессионально понимающие специфику кино. Подобный опыт, пусть и в совершенно других условиях, у нас уже есть. Так советское кино не было убыточным, даже с учетом постоянного присутствия в нем идеологической линии", - заявил сценарист.
Как отметил народный артист Украины, кинорежиссер, заместитель председателя Национального союза кинематографистов Украины Олег Фиалко, стопроцентную поддержку государства должны получить детское кино, анимация, документальные, а также научно-популярные фильмы, поскольку рассчитывать на серьезный коммерческий успех в этих жанрах крайне сложно.
"Во вторую очередь можно говорить об элитарном кино, без которого не может развиваться мировой кинематограф. Ведь этот жанр тоже, мягко говоря, не "обречен" на коммерческий успех. Наконец, определенное количество фильмов должно поддерживать национальную идею. В этом смысле кинематограф может выступать мощным художественным средством. Та же Россия выделяет огромные деньги на поддержку собственной национальной идеи, армии, порядка и так далее. И это их право. Мы, в свою очередь, должны делать нечто подобное, исходя уже из наших украинских интересов", - резюмировал Фиалко.