Но правительство от заявлений все же перешло к действиям. Неделю назад премьер-министр Арсений Яценюк обнародовал основные положения концепции налоговой реформы, после чего ее проект стал доступен широкой общественности.
Если оценивать предложенную концепцию в целом, то Кабинет министров, а также все инициативные группы, которые работали над документом, внесли немало здравых предложений. Сокращение количества налогов, унификация бухгалтерского и финансового учета, пересмотр налогообложения физических лиц и нагрузки на фонд зарплаты труда, а также финансовая децентрализация – все это бесспорно важные инициативы. Они, на первый взгляд, должны привести к существенным послаблениям, уменьшению коррупции и сокращению злоупотреблений в фискальных органах.
Однако, в то же время, предложенная в таком виде концепция пестрит недоработками и значительными изъянами. Например, заявленное сокращение количества налогов с 22 до 9 - сомнительное послабление, поскольку фактически будут ликвидированы лишь 6 видов сборов. На осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, рента за транспортировку нефти и продуктов ее переработки, туристический и парковочный сборы в том числе. В то время как еще 13 налогов буду попросту объедены в 5. Это изменит разве что их наименование и механизм начисления, но не количество и уж точно не степень налоговой нагрузки.
С налогом на прибыль тоже нет определенности. От планов поэтапно снижать его ставку не осталось и следа. Все, на что согласились законодатели – это единый финансовый учет. Ну и количество налоговых разниц сокращается с 49 до 3, что тоже немало. Но для налогоплательщика, увы, этот шаг налоговое бремя все равно пока не уменьшает.
Аналогичная ситуация и с налогом на добавленную стоимость: о нем в концепции почему-то ни слова. Хотя именно НДС сильно волнует бизнес. Особенно непрозрачная система возмещения и взимание налога авансом.Полностью отменить НДС, конечно, не удастся, поскольку на нем держится большая доходной части бюджета, но дифференцированную шкалу вводить нужно обязательно.
Вызывает вопросы и пересмотр механизма налогообложения аграрного сектора. Так, предприятия с объемом выручки не больше 20 млн. грн. и площадью угодий до 3 тыс. га остаются на специальном сельхозналоге. Все остальные переходят на общую систему. С большой долей вероятности в число тех, кто будет вынужден работать на общих условиях, попадут крупные аграрии. И есть риск, что компании, которые столкнутся с усилением налогового давления, будут искать пути вывода активов из Украины. А поскольку налогоплательщики из АПК являются бюджетообразующими, их уход вместо дополнительного притока в госказну, напротив, приведет к падению поступлений.
Еще один шаг – это создание так называемой Службы финансовых расследований. С одной стороны слияние Государственной фискальной службы и двух силовых органов (МВД и СБУ) видится логичным. Однако в итоге появится «монстр», который будет обладать не только полномочиями по администрированию, но и физическому влиянию на налогоплательщиков. А это противоречит функции обеспечения «экономической безопасности Украины», которую намерены возложить на Службу финрасследований реформаторы.