ГоловнаБлогиНаталья Ульянова

«Военный налог»: реальная помощь или новая схема обмана?

Не стоит питать надежд, что уплаты нового «военного налога» удастся избежать. Он неминуемо коснется всех граждан, которые трудоустроены и получают официальную зарплату. Причем, схема его начисления такова, что «вычленить» этот сбор и вывести его из-под отчетности работодателям не удастся, так как законодатели попросту приплюсовали новый налог к подоходному налогу, который удерживается с суммы заработной платы. 

Фото: www.b24.am

Разумеется, на компании и представителей бизнеса, которые платят своим сотрудникам минимальную зарплату, этот сбор практически не повлияет, поскольку их издержки вырастут приблизительно на 18 гривен для каждого трудоустроенного. Сумма несущественная. Но тем, кто соблюдает все требования законодательства и всю зарплату выплачивает «по белому», придется открыть карман шире. И они либо попросту урежут размер вознаграждения своих сотрудников на сумму начисленного налога, или, что более вероятно, будут выводить оплату труда в «тень».

Ведь не секрет, что и сейчас многие компании вынуждены минимизировать уровень официальной зарплаты для своих сотрудников, поскольку законодательное и налоговое поле в нашей стране не позволяет работать иначе. С введением же все большего количества новых поборов процент тех, кто сидит на «минималке» лишь вырастет. Поскольку иного пути спасти еле выживающий бизнес попросту не будет.

Вообще, планы привлечь за счет сбора на армию почти 3 млрд гривен – более чем призрачны. По данным Госстата, в Украине около 9,4 млн человек наемных работников. Простая арифметика показывает, что из зарплаты каждого из них за август-декабрь должны вычесть 322 гривны. Или 64 гривны в месяц. Это означает, что средняя зарплата по стране составляет почти 4300 гривен, хотя служба статистики уверяет – эта цифра лишь 3600 гривен. А значит, в лучшем случае бюджет соберет на нужды армии около 2,4 млрд гривен. И то не факт. Ведь средства, которые поступят в бюджет после введения «военного налога», фактически не контролируются. Их движение отследить невозможно, поскольку распределение денег для армии не предполагает даже проведение каких-либо тендеров. А значит, налицо благодатная почва для злоупотреблений и новых непрозрачных схем.

На самом же деле, желание помочь украинским военным действительно благая. Но для ее реализации нужны правильные инструменты. И ключевой из них – обеспечить тщательный контроль распределения бюджетных средств. Создать резервный спецфонд, сформировать реестр трат, который будет публичным, доступным общественности, и четко покажет, куда потрачена каждая гривна, собранная с населения. Что именно приобретено на нужды армии, в каком объеме и т.д. Это сработает на доверие граждан, и станет стимулом выделять больше средств на поддержку антитеррористической операции. Добровольно.

Пока же введенный в спешке сбор выглядит «сырой» и недоработанной инициативой, спешно взращенной в правительстве. И хорошо, если деньги, предназначенные для армии, пусть и в ручном режиме пойдут хотя бы на латание бюджетных «дыр», а не исчезнут бесследно, как зачастую бывает.

Наталья Ульянова Наталья Ульянова , основатель и управляющий партнер компании UNA PARTNERS
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram