В существующей системе здравоохранения пациент обычно сам решает, к врачу какой специализации ему нужно обратиться. Заболело ухо –идешь к лору, покалывает сердце – отправляешься к кардиологу. Кардиолог делает массу обследований, и только после этого направляет пациента к невропатологу, подозревая, что причина болей на самомделе – межреберная невралгия. «Ходить по врачам» иногда приходиться месяцами, ругая систему и тратя немалые деньги.
У этого порядка, который появился не ровном месте – украинцы выработали его методом проб и ошибок, есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, он дает возможность выбирать врача самостоятельно,опираясь на опыт друзей и знакомых. Таким образом, пациент всегда примерно знает, на какую квалификацию, какой уровень обслуживания и какие деньги он рассчитывает. К тому же, пройти обследование упары-тройки врачей тоже иногда бывает нелишним: можно обнаружить какие-то заболевания на ранних стадиях.
С другой стороны, далеко не все граждане способны самостоятельно определить, к какому специалисту им нужно обратиться, даже приблизительно. В такой ситуации обращаются обычно к участковому врачу.Сегодня на участках в городских поликлиниках нас встречают терапевты (а в селах – как повезет). Терапевт – специалист широкого профиля, задачи которого – диагностика, определение, профилактикавнутренних болезней. В современных украинских реалиях терапевты занимаются преимущественно лечением ОРВИ у взрослых и направлением пациентов к другим специалистам.
Полет по заданной траектории
Реформа изменит существующий порядок кардинально. Ее цель – создать так называемую траекторию пациента. То есть четко определить, куда и в каком случае человек должен обращаться. А конкретнее – мотивировать обращаться к первичной медицинской помощи вместо того, чтобы искать специализированных врачей. Каким же образом можно мотивировать украинцев поменять свои привычки? Естественно, только повышением качества первичной медицинской помощи. Если в поликлинике на участке работает специалист, который блестяще ставит диагнозы, почему бы для начала не пойти к нему на прием?
И вот, с целью повышения этого самого качества, в сельских амбулаториях и городских поликлиниках пациентов будут встречать уже не терапевты, а семейные врачи. Или же врачи общей практики – в данном контексте это одно и то же.
Семейные врачи могут не только послушать хрипы в легких и выписать бисептол при бронхите, но и избавить пациента от разнообразных мелких напастей – отита, ангины, цистита и т.д. И, соответственно, избавить пациента от необходимости обращаться к узкому специалисту. Хотя определять, к кому направить больного, семейный врач также должен виртуозно – создавая ту самую траекторию пациента. Если врач общей практики видит, что случай не в его компетенции, он отправляет пациента дальше по траектории – к лору, окулисту, в стационар etc. Реформа должна снизить нагрузку на специализированное звено медпомощи, но не за счет того, что пациента «не пустят» на прием к специалисту, а за счет того, что «маленькие» проблемы со здоровьем он может сразу решить у участкового врача.
«Врач общей практики может оказать помощь при различных заболеваниях, где не требуется сложная аппаратура или какие-то глубокие специальные знания, - объясняет профессор Днепропетровской государственной медицинской академии, эксперт группы здравоохранения Комитета экономических реформ Валерия Лехан. – Многие возмущаются тем, что один врач будет лечить от всего. Но на самом деле семейный врач должен оказывать первичную помощь буквально при сотне простых заболеваний, а часто встречающихся гораздо меньше сотни – около 30. Поверьте мне, это совершенно несложно. Причем врач общей практики будет оказывать помощь независимо от возраста пациента – и детям, и взрослым, как принято в большинстве стран мира. При этом остаются и терапевты, и педиатры для оказания медицинской помощи при более сложных состояниях, выходящих за пределы компетенции врача общей практики».
Насильно семейным врачом не будешь?
Впрочем, украинских терапевтов не очень утешает слияние с мировыми тенденциями. В неофициальных беседах врачи признаются, что терапевты лечить детей боятся панически. «Взрослому ты сказал открыть рот, и он открыл, - рассказал LB.ua частный педиатр из Киева. – А перед ребенком тебе нужно цирк устроить, чтобы он рот открыл. А может и не открыть. А может стиснуть зубы, и тогда хоть разжимай их, чтобы к нему в горло заглянуть. Естественно, что терапевты, которые всю жизнь работают со взрослыми, к этому не привыкли, им будет очень непросто это освоить».
А освоить придется. Сейчас в Украине более 9 тысяч врачей общей практики, а для нормального функционирования системы после реформы понадобится еще 20 тысяч. Семейных врачей готовят к интернатуре, но кроме того проходит переподготовка врачей других специальностей - во врачей общей практики. «Конечно, подготовка новых специалистов лучше переподготовки, потому что человек изначально готовится к работе по этой специальности, - говорит Валерия Лехан. – Но и переподготовка тоже может дать квалифицированных специалистов. Бывшие терапевты и педиатры после переподготовки смогут консультировать друг друга при обслуживании соответствующих контингентов. К тому же, у нас много специалистов, которые по сути утратили свою квалификацию. К примеру, многие окулисты за годы однообразной практики свели свои возможности к проверке зрения и глазного дна. А на самом деле они должны уметь выполнять микрохирургические операции. Такие врачи тоже должны проходить переподготовку: либо по своей специальности, либо по общей практике. Общая практика/семейная медицина должна стать очень престижной специальностью! Ведь пациент будет сам выбирать для себя семейного врача (в пределах медучреждений, которые обслуживают конкретную территорию), а за пациентом будут идти деньги. Т.е. от числа приписавшихся к врачу пациентов будет зависеть и его зарплата и, в конечном счете, репутация».
На местах новшество воспринимают трагически. «Это невозможно и нереально – переучить терапевтов на врачей семейной медицины, - рассказала LB.ua терапевт, участковый врач одной из киевских поликлиник Валентина Ивановна. – Это будет такой хаос! И что получится в итоге? Какой-то земский врач. Вы видели сельского врача? Он как загнанная лошадь, если он порядочный человек. У нас на работе сказали прямым текстом – идите на курсы полугодичные или увольняйтесь. У нас прием в поликлинике, участок больных, куда еще курсы! Никто у нас не хочет идти учиться, особенно из врачей постарше, а таких 80%. Правда, никого не уволили, остыли пока что. Мы очень надеемся все, что эта реформа провалится – будет как с лекарствами по рецепту. Лучше бы совершенствовали то, что было при социализме, - десятилетиями все отлично работало. К нам пришел молодой доктор работать, семейный врач по специальности. Работает на участке, как участковый врач. Ему под Киевом обещали работу в амбулатории, но так и не дали ни жилья, ни земли».
Впрочем, все медицинские эксперты сходятся во мнении, что внедрение семейной медицины в такой форме необходимо – хотя бы потому, что в стране очень большой дефицит педиатров. По первоначальному плану, этот участок реформы должен был быть завершен к 2014 году. По более свежим прогнозам – семейную медицину в поликлиниках Украина увидит до конца текущего десятилетия.
Как это будет выглядеть
Украинцев очень волнует вопрос, смогут ли они как раньше идти сразу к конкретному специалисту, минуя участкового врача. Ответ – да. Это невозможно запретить законодательно, во-первых. Во-вторых, существует частная медицина. В-третьих, визиты «с улицы» к профильным врачам в государственных учреждениях обычно все равно нигде не фиксируются – о них договариваются по телефону через знакомых, деньги за прием доктор получает в карман. Люди, которые привыкли к этой схеме, вряд ли после реформы сразу побегут на прием к семейному врачу вместо того, чтобы позвонить своему знакомому кардиологу.
Очень сложно прогнозировать, удастся ли внедрить в Украине семейную медицину в том виде, в котором ее задумали реформаторы. Хоть терапевты и не проявляют особого желания оборачиваться семейными врачами, если их рабочие места сократят, а взамен откроют рабочие места для семейных врачей – придется переучиваться. Правда, высока вероятность того, что в таком случае после полугодичных курсов изменится только название: был терапевт – стал семейный врач. А квалификация, умения и навыки останутся прежними.
О других аспектах медицинской реформы читайте в ближайшее время на LB.ua.