Самые опасные профессии Украины — водители и шахтеры.
Такие выводы следуют из отчета Госгорпромнадзора по травматизму и смертности на предприятиях за 2010 год. Всего за этот период во время работы погибло 644 человека, из них 120 водителей, 114 шахтеров, также в печальных лидерах — инженерно-технические работники и строители (см. графику).
Любопытно, что самые распространенные причины смерти, по данным Госгорпромнадзора, — это неправильная организация труда (70%). Уже затем идут технические причины и плохое самочувствие сотрудников. В целом же, как показывает статистика Госгорпромнадзора, смертность на предприятиях немного уменьшилась — в 2009 году от травм на производстве погибло 675 человек. Тогда в лидерах были шахтеры. В минувшем году печальный рейтинг возглавили водители.
«Во время ДТП более чем в 50% случаев гибнут водители, — говорит глава Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталий Рева. — Профессия действительно очень опасна. Факторов много — это и сильная загруженность дорог, ведь автомобилей у нас больше миллиона. Во-вторых, в Украине ужасное качество дорог и уровень подготовки водителей — долгое время люди просто покупали права. И больше всего аварий происходит именно из-за нарушений ПДД. А во многих маленьких АТП нет своих медиков и техников, из-за чего на дорогу выезжают маршрутки и водители, не соответствующие тех- и медтребованиям».
Сами шоферы тоже ни на минуту не сомневаются в том, что у них одна из самых смертоносных профессий: «Шахтеры лезут под землю, а мы на дорогу, где, как и под землей, далеко не все зависит от нас самих, — объясняет столичный водитель одного из предприятий 39-летний Петр Жилько. — Не дай Бог, что-то с машиной случится у тебя, или у другого участника движения, или лихач какой¬-нибудь в тебя въедет, подрежет… плюс постоянно в напряжении находишься, сосредотачиваешься на дороге, а это тоже стресс».
Шахтеры, правда, готовы с ними поспорить. «Водитель может сориентироваться на дороге, а вот у нас, если что, на все воля Божья», — говорит шахтер Валентин Грушко. Идут работать на две самые опасные профессии по схожим причинам — в водители и шахтеры можно податься без высшего образования: «А зарплата не самая маленькая, — говорит проходчик из Донецка Игорь. — И стабильная, что редкость для неквалифицированных работников. И отпуск хороший...».
А вот строители считают, что именно по этой причине в их сфере гибнут и калечатся. «Ведь в строительство часто приходят неофициально подработать, много молодежи, людей, которые не имеют представления о том, как работать с оборудованием, снаряжением, да и не всегда им объясняют технику безопасности, — говорит высотник Александр Шиян. — Профессионалы не гибнут. Просто посторонних людей в этой профессии быть не должно».