Рыночные тарифы и субсидии
Введение единой цены на газ в апреле 2016 года позволила ликвидировать мошеннические схемы, по которым более дешевый газ для населения нелегально перепродавался предприятиям и бизнесу по более высоким ценам. В результате существования разных цен на газ и схем по «оптимизации» газовых потоков, поставщики научились получать деньги за один и тот же газ дважды — и с населения, и с бизнеса.
Но для 7,4 млн украинских семей, использующие газ для отопления своих домов и квартир и потребляющих 85% газа из общей доли, приходящейся на население, «единая цена» на газ означала рост его стоимости в 1,9 раза. Кроме того, повышение цены на газ привело к двукратному росту стоимости централизованного отопления, услугами которого пользуется больше половины населения страны.
Вот почему параллельно с ростом цен на газ и теплоэнергию для населения власти начали масштабную программу предоставления субсидий.
В 2016 году средний коммунальный платеж по Украине составил более 50% заработной платы. Для сравнения, в среднем жители развитых стран Европы ежемесячно отдают всего 10-20% своих доходов, оплачивая счета за свет, воду, газ, вывоз мусора и другие услуги. Качество этих услуг также заметно отличается. В Великобритании это соотношение составляет 7%, в Германии – 7,7%, в Словакии – 17,1%, в Польше – 22,9%, Греции – 28,2%, Румынии – 24,7%. Но на конец отопительного сезона 2016-2017 годов субсидии оформили почти половина домохозяйств Украины. Для этих семей, по информации Минсоцполитики, коммунальные затраты составили в среднем 10% от общих доходов. Таким образом, половина населения страны достигла европейского уровня трат за коммунальные услуги.
Правительство, в свою очередь, осуществило перевод «бумажных» субсидиальных обязательств из бюджета на счета «Нафтогаза», который из хронически убыточного превратился в прибыльное предприятие. Простая схема позволила обеспечить формальное выполнение очередных договоренностей с МВФ и заставила говорить о реформах (или их видимости) в газовой отрасли.
Где же рынок газа
Экономически обоснованные тарифы на газ должны были стимулировать формирование конкурентного рынка газа и рынка услуг по предоставлению тепла. Одним из сегментов этого рынка автоматически становится система субсидирования жилищно-коммунальных затрат украинцев. При этом совершенно очевидно, что данная система, особенно в сегодняшних объемах, имеет нерыночный характер.
Система субсидий не стимулирует граждан экономить тепло или горячую воду, нет и тотальной установки приборов измерения тепла во всех многоквартирных домах страны, не проведен реальный аудит теплозатрат. По официальным данным, без счетчиков тепла до сих пор около 30% многоэтажек.
Решить достаточно простую в организационном и финансовом плане задачу в течение нескольких лет не могут ни местные органы власти, ни предприятия теплокоммунэнерго. Можно предположить, что одной из причин такой ситуации является дороговизна приборов учета тепла, а теплокоммунэнерго получают через систему субсидирования более половины средств за поставленную тепловую энергию..
Смотрим на Европу
Опыт реформирования жилищно-коммунальных секторов стран Центральной и Восточной Европы свидетельствует о том, что повышение тарифов ведет к падению уровня благосостояния различных слоев населения. Во всех этих странах введены программы, предусматривающие помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг, выделяются так называемые целевые дотации для нуждающихся. Они предоставляются домохозяйствам, имеющим право на льготы на основе конкретных предварительных критериев. Соответствующие финансовые средства направляются непосредственно на счет того, кому предоставляется субсидия для оплаты коммунальных счетов. Важным условием реализации программ субсидирования является их персонализация. Субсидии перечисляются на счета нуждающихся граждан для оплаты коммунальных счетов, а не напрямую энергетическим компаниям. Кроме того, начисление субсидий производится после тщательной проверки материального состояния заявителя.
Количество малообеспеченных граждан, которым предоставляются субсидии в бывших соцстранах достигает 3-5%. Кроме того, процесс роста тарифов там происходил неоднократно, а занимал длительный промежуток времени. Так, к примеру, в Польше, в 2008 году, по сравнению с 2000 годом, тарифы на энергию, газ и другие виды топлива повысились в 2,5 раза, в Венгрии за этот же период тарифы выросли в 2,8 раза, в Словакии в 1,8 раза.
Большинство стран, переходивших от модели фиксированных цен на энергоносители к рыночным, устанавливали субсидии лишь на начальных этапах реформирования. Делая упор не на количество получателей, а на повышение энергоэффективности, стараясь отменить субсидии как можно быстрее.
Важнейшей составляющей сокращения коммунальных субсидий является проведение реформы в сфере энергосбережения. Наши западные соседи провели ее еще в 90-х годах прошлого века. Ключевым составляющим элементом этих реформ было создание фондов энергоэффективности.
Однако общий результат этих реформ был неодинаковым. Часть стран, в первую очередь Польша,Словакия, Венгрия, Чехия были более успешными, другие (Литва, Болгария) – менее. Различие в результатах возникли в разной степени готовности страны к реформам, прежде всего на законодательном уровне. Как известно, для успеха реформ требуется создать ответственного собственника и рынок услуг. Большинство из этих стран приняли решение об обязательном создании сообщества жильцов (в виде ассоциации собственников или кондоминиума). А в тех странах, где преобразования идут медленнее, как раз и не создали эффективного собственника жилья.
Тяжелое наследие Союза
В начале девяностых Украина получила в наследство от Советского Союза огромный массив государственной жилой недвижимости. Первым шагом на пути к реформированию жилищно-коммунального сектора независимой Украины стала бесплатная приватизация жилья. В результате жильцы получили в собственность не только свои квартиры, но и возможность распоряжаются всеми местами общего пользования в многоквартирном доме. Получилось так, что государство и муниципальные власти формально отстранились от забот о жилой недвижимости. Они больше не являются собственниками таких домов и не должны заботиться об их содержании и ремонте.
Но на практике многоквартирные дома часто содержатся на балансе города (или на балансах муниципальных коммунальных предприятий). Таким образом, сделав первый шаг, государство остановилось в дальнейшем реформировании жилищно-коммунальной сферы.
Управление жилой недвижимостью до сих пор проводилось так, словно приватизации и не было.
Создание органов самоуправления жильцов остается добровольным и реально очень медленно ведет к созданию института собственников жилья. При таком раскладе ответственность за содержание жилого фонда перекладывается на самих жильцов.
Государство, законсервировав на десятилетия жилищно-коммунальную реформу, пытается «откупится» от населения путем предоставления всем желающим субсидий. При этом финансовые средства предоставляются не малоимущим гражданам, а энергетическим и коммунальным предприятиям, которые являются монополистами в своей сфере. Монетизация субсидий при таком огромном количестве их получателей (практически половина населения страны) и отсутствии механизма ее реализации не обеспечит решение проблемы. Кроме того, даже получив «живые» деньги люди вынуждены будут отдавать их тем же монопольным поставщикам за услуги сомнительного качества.
Опыт реформирования энергетических секторов стран Центральной и Восточной Европы говорит о том, что одного лишь перехода к рыночным ценам на газ и отопление недостаточно. Нужны комплексные меры по реформированию отрасли, обязательными условиями которых должны стать повышение прозрачности формирования тарифов, а также открытая и честная приватизация компаний-поставщиков энергоресурсов и стимулирование конкуренции между ними.
К сожалению, в Украине преобразования фактически ограничились повышением тарифов и введением субсидий. Формирование рынков газа и предоставления коммунальных услуг находится в зачаточном состоянии. Реформа тормозится отсутствием достаточной законодательной базы и финансовых средств. Проблема реальных экономических реформ подменяется мнимой заботой о малоимущих. Намного проще заниматься перераспределением бумажных субсидий. И электорат будет какое-то время будет доволен.