На мой взгляд, время для проведения реформы домового самоуправления в Украине, а в особенности - в столице, выбрано крайне неудачно. Посудите сами: на сегодняшний день уровень износа всей коммунальной инфраструктуры в городе составляет по официальным оценкам 70-80%, а задолженность киевлян за жилищно-коммунальные услуги уже превысила 1 млрд. грн. И именно в это время власть пытается отдать дома и придомовые территории в управление ОСМД.
Конечно, жителям новых многоэтажек или тех многоквартирных домов, где здания, коммуникации, трубы и лифты еще не пришли в негодность, реформа будет полезна. При таких условиях перспективы создания ОСМД экономически оправданы, так что именно в этом сегменте они создаются в первую очередь и с наименьшими проблемами. Совсем другое дело – жить в «убитых» домах 30-40 летней давности, или в еще более древних. Провести капитальные ремонты своими силами жители не смогут из чисто финансовых причин - все деньги, скорее всего, будут тратиться на проведение текущих ремонтов и ликвидацию мини-катастроф. Собрать больше денег не получится - в таких домах, как правило, живет много льготников и пенсионеров. Разбалованные субсидиями, они вряд ли захотят платить за содержание своего дома больше ради малопонятного для них домового самоуправления, а некоторые, даже разделяя эту идею, просто не смогут платить по причине бедности.
Исход таких проблемных ОСМД, коих в Киеве будет большинство, предсказуем – банкротство юридического лица, которое умножится на значительные долги жильцов. Совокупность этих факторов вполне может загнать дома, а то и целые кварталы в первобытную эру - ни газа, ни электричества, ни тепла в них не будет.
Уверен, это может быть намного хуже тарифного «геноцида», который последние два года власть ведет против собственных граждан.
Что же необходимо сделать, чтобы реформа ОСМД состоялась в Украине и в Киеве, в частности? Ответ прост, хотя и не очевиден для градоначальников, которые надеются, что ОСМД снимает с них ответственность за состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Такие мэры, скорее всего, очень скоро будут отстранены от власти разорившимися жильцами многоквартирных домов. Людям не останется ничего, кроме как устроить коммунальный бунт.
Правильной, на мой взгляд, стратегией будет понимание городскими властями того факта, что горожане - это партнеры мэрии. Правда, сегодня они еще неуверенно стоят на ногах и не в состоянии собрать средства на проведение дорогостоящих работ, таких как замена труб, лифтов, капитальный ремонт домов или их утепление. Именно поэтому городу необходимо им помочь.
Сначала мэрия за свои средства (которые, по сути, есть средствами местных налогоплательщиков) должна провести все капитальные дорогостоящие работы и привести дома и коммунальную инфраструктуру в надлежащее состояние, при котором жильцам будет экономически целесообразно создавать ОСМД. Затем городские власти должны доходчиво объяснить горожанам преимущества перехода на самоуправление и максимально способствовать созданию ОСМД там, где для этого есть все технические и экономические условия. И эта пропагандистская кампания должна быть не такой убогой, как предыдущая, которую большинство украинцев даже не заметили, не то, что поняли. Впрочем, это наша национальна традиция, не трудиться объяснять людям суть реформ, которые непосредственно затрагивают их жизнь. Как было с пенсионной и налоговой реформами.
Но и этих двух шагов недостаточно, чтобы мэрия и ОСМД стали партнерами в управлении городом. Обязательно нужно разобраться с коммунальными тарифами. Будущие участники ОСМД должны знать, кому и за что конкретно они платят. Здесь, наверное, не обойдется без большой политики, но уверен, что массовое недовольство городов нынешней системой тарифообразования может, наконец, подтолкнуть центральные власти к тому, чтобы объявить временный мораторий и провести детальный аудит тарифов. В конечном итоге нам нужно поставить монополистов на место и установить справедливые тарифы.
Возвращаясь к Киеву, руководство которого не устает заявлять о том, как важно развивать самоуправление жильцов, можно сказать, что реальные перспективы реформы ОСМД в столице мы сможем понять уже очень скоро, когда начнет формироваться бюджет столицы на 2017 год. Если сама бюджетная резолюция будет предусматривать начало проведения упомянутых ремонтов с перспективой создания в таких домах ОСМД, и к тому же в проекте бюджета будет соответствующая статья расходов с достаточными объемами финансирования, - реформе ОСМД в столице быть. Не сразу, но через 5-7 лет Киев сможет снять с себя часть коммунальной обузы и направить средства на развитие собственной инфраструктуры. Тогда власть и жители столицы станут равноправными партнерами.
Если же ничего подобного в проекте бюджета Киева на следующий год мы не увидим, - то получим по ходу еще одну «реформу века» с непонятными сроками окончания. Как бы все мы не хотели реальных реформ, важно не путать партнёрство и совместное проживание.