Особенностью дискуссий вокруг проекта бюджета столицы на 2018-й год является то, что главные споры ведутся вокруг нескольких пунктов, которые имеют исключительно PR-значение. Тогда как ключевые проблемы оказываются вне «зоны внимания» СМИ и общественности. Так, одними из первых на городской бюджет отреагировали Велосипедные инициативы Киева. Заявили о том, что из проекта сметы исчезли 50 млн. грн, запланированных ранее на развитие велоинфраструктуры. Для велосипедистов в столичном бюджете нашлось только 300 тыс. грн.А вот 50 млн грн городская власть хочет потратить на другой нашумевший проект – строительство гигантского флагштока. По задумке Виталия Кличко, на территории Музея истории Украины во Второй мировой войне водрузят самый высокий флаг страны. Уже и запланирована дата церемонии – 23 августа 2018-го, в день флага Украины.
Новый флаг – только вершина «айсберга». Он демонстрирует, что городская власть готова в первую очередь щедро оплачивать проекты с пиар-подоплекой. Даже если их финансирование выглядит неадекватно по сравнению с тем, какие масштабные работы по благоустройству города можно сделать на аналогичные средства. Следует отметить, опыт последних лет показывает, что именно в таких проектах коррупционные риски наиболее высоки.
Взять хотя бы изношенность коммунальной инфраструктуры, которая сегодня достигает 80%. Совсем не понятно, что планирует делать киевская власть, чтобы город не утонул в последствиях сотен коммунальных аварий, многие из которых будут в прямом смысле дурно пахнуть.
Намного более серьезной темой для обсуждения является несоответствие декларируемых мэрией приоритетов по развитию действительно важных инфраструктурных проектов для города и объемом их финансирования, предусмотренных бюджетом.
Например - строительство метро. Киев растет такими темпами, что открытие новых станций метрополитена – это не просто красивый лозунг для избирателей. Это действительно реальная потребность столицы.
Сегодня требуется параллельное финансирование и достройка Сырецко-Печерской линии на Виноградарь и, обещанного всеми властями Киева, метро на Троещину. Однако средств, заложенных на эти проекты, слишком мало. Ветка на Виноградарь – 2,5 млрд грн, а на достройку Подольского метромоста – 1 млрд. грн. Не говоря уже о множестве других, менее масштабных планов – на их реализацию суммарно предполагается выделить 1,5 млрд грн.
Особо стоит отметить аварийный Шулявский путепровод. На ремонт моста, который «устал», в 2018 году запланировано только 10 млн грн при потребности в 370 млн. грн. Интересно, чего будем ждать? Когда появятся первые жертвы аварийного моста или когда на его ремонт найдутся необходимые средства?
В любом случае, проект столичного бюджета на 2018 год требует достаточно серьезной доработки, которая не должна ограничиваться обсуждением себестоимости строительства нескольких второстепенных и декоративных объектов (мега-флагштока, парковых скульптур и веломостика).
Бюджет Киева должен быть бюджетом развития города, а не источником средств на возведение дорогостоящих «символов». Хотя, чаще всего, подобные идеи являются отличным инструментом отвлечения внимания горожан от того, что спрятано в бюджете между строк.