На странице официального сайта УЕФА, посвященной предстоящему финалу Лиги чемпионов, Киев характеризуют как «место рождения великих Олега Блохина и Валерия Лобановского», а также как «безопасный и дешевый город с населением в 2,8 миллиона человек».
И если первое утверждение вызывает гордость, то второе - неприятный диссонанс.
Накануне спортивного события местные отели подняли цены в среднем 3-10 раз, и в большинстве уже нет свободных мест. Однако были зафиксированы случаи завышения цен и в 100 (!) раз. Рассчитывающие на недорогой (по европейским меркам) ночлег болельщики разочарованы ценовой политикой собственников отелей. Знатоки рынка говорят о том, что большинство мест забронированы туристическими компаниями, которые отменят бронь, если не смогут продать футбольным фанатам турпакеты.
«Задирание» цен многими киевскими отелями, как и «частниками», предлагающими футбольным фанам жилье в спальных районах столицы по 1000 евро в сутки, рискует стать главным первым впечатлением гостей из Европы о Киеве и Украине в целом! Поэтому вдвойне приятно, что жители столицы запустили флешмоб #FreeKyivCouch4Fans. Его цель – бесплатно разместить у себя дома болельщиков, которые приедут в Киев на финал Лиги чемпионов 26 мая.
Желание представителей сферы услуг заработать за два-три дня спортивного праздника – вполне понятно. Во всех странах, принимавших аналогичные события, всплеск цен накануне – общепринятая традиция. Но складывается впечатление, что киевские отельеры решили не заработать, а «урвать». Однако, в перспективе такая ценовая политика вряд ли вызовет желание у гостей Киева вернуться в Украину снова. Хотя футбольные мероприятия – это не разовый «куш», а возможность для страны и города прорекламировать себя на перспективу.
Как отразится проведение финала Лиги чемпионов на экономике города и страны в целом? В Национальном банке Украины прогнозируют, что дополнительные валютные поступления за этот период не окажут существенного влияния на валютный рынок. А значит, девальвация гривны продолжится. Не скажется приезд большого количества болельщиков и на росте экономики – слишком малый период для массового туризма. По оценкам специалистов, средние расходы футбольного фаната в украинской столице будут составлять 100-150 долларов в сутки.
Подобные события международного масштаба имеют не сиюминутный, а отложенный эффект.
Во-первых, зарубежные туристы, которые впервые окажутся в Украине, смогут позже приехать для того, чтобы посмотреть страну – как это было спустя несколько месяцев после Евро-2012.
Во-вторых, это хороший экзамен для всей сферы услуг и инфраструктуры, проверка сильных и слабых сторон.
В-третьих, футбольный праздник объединяет болельщиков изо всех уголков Украины, и это важно для единства страны.
В-четвертых, проведение такого уровня события в Киеве дает знак международным партнерам о том, что иметь дело с Украиной надежно и безопасно.
И задача руководства страны и принимающего города – создать такие условия, такую репутацию Украины, при которых зарубежные туристы будут приезжать в страну не только на события исключительной важности, а круглый год. И тогда отельерам уже не нужно будет «задирать» цены в ожидании выгодных клиентов. Ведь рынок есть рынок.