В Украине разговоры о необходимости предоставления местным органам власти возможности создавать подразделения муниципальной полиции, задача которой - борьба с мелкими правонарушениями, ведутся еще с 2015 года. В парламенте даже зарегистрирован закон «Про муниципальную стражу» №2890, однако дальше разговоров дело не движется до сих пор.
Кто такие муниципальные полицейские?
Иногда, борьбу с преступностью нужно начинать с малого. Это уже доказано известной «Теорией разбитых окон». Сначала - в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США. Так, в 1994 году мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани совместно с полицией начал «политику нулевой терпимости» к мелким правонарушениям. Полицейским дали команду пресекать мелкие преступления - наказывали даже за бумажку или окурок, брошенный рядом с мусорной урной. Хотя акцент в борьбе был сделан на мелкие преступления, всего за два года местной власти удалось сократить уровень тяжких преступлений более чем на треть, а убийств - почти наполовину. В итоге горожане получили более чистый и безопасный город, а также уверенность в способности полиции справляться не только с мелкими правонарушениями, но и с тяжелыми преступлениями.
На самом деле в Украине появление правоохранительных органов, подчиненных местным властям, объективно связано с процессом децентрализации. Получив более широкие полномочия, местным громадам будут нужны и дополнительные инструменты для их реализации. Существует целый ряд сфер городской жизни, которые требуют дополнительной опеки местных правоохранителей. Это – контроль за соблюдением решений городских советов, связанных с, например, уличной торговлей, контроль за объектами благоустройства, содержанием местными предпринимателями прилегающей территории, контроль за порядком и содержанием в надлежащем санитарном состоянии придомовых территорий, фасадов зданий и сооружений в соответствии с правилами благоустройства и другие задачи. То есть, все те сферы жизни, которые важны для граждан, но на них не всегда хватает внимания со стороны Национальной полиции.
В случае создания Муниципальной стражи, Национальная полиция получает возможность заниматься тяжкими преступлениями, а преступления в сфере благоустройства, охраны и защиты коммунальной собственности местные власти могут взять на себя.
Мировой опыт говорит о том, что Муниципальная полиция, во многом является «превентивной полицией» и работает для предотвращения правонарушений. Находясь в более тесном контакте с населением, она осуществляет своеобразный «мониторинг» криминогенной ситуации и, во взаимодействии с обычной полицией, может проводить разъяснительную работу и выявлять наиболее проблемные «зоны». Таким образом, предупреждаются перерастания потенциальных угроз в реальные.
Подразделения муниципальной полиции действуют практически во всех городах Европы. Путешествуя по Европе, большинство полицейских, которых мы видим на улицах городов: в парках, скверах, возле туристических достопримечательностей, и являются муниципальной полицией. Они не вооружены огнестрельным оружием, практически не применяют силу, а если и применяют, то только до момента приезда уголовной полиции. Их задача - это охрана общественного порядка, безопасность граждан возле своего дома, борьба с административными нарушениями, и так далее. То есть, существует разделение полномочий и задач криминальной полиции и полиции муниципальной, и такая система достаточно успешно работает.
Украинский опыт
В Украине в некоторых городах уже функционирует Муниципальная стража. А одним из первых городов в Украине, где было создано муниципальное подразделение по обеспечению правопорядка, был Львов - более 15 лет назад. В 2002 году во Львове основали коммунальное предприятие - Львовскую муниципальную дружину. Аналогичным путем в форме коммунальных предприятий были созданы подразделения Муниципальной стражи и в Виннице, Кременчуге, Одессе, Чернигове, Дружковке, Днепре, Ирпене Киевской области и других городах. Но, в нашей стране до сих пор нет закона, который бы регулировал полномочия и функции муниципальной полиции. Как следствие, многие коммунальные предприятия Муниципальной стражи выполняют функции, скорее, охранного агентства для местной городской власти. А не свою прямую функцию охраны правопорядка и граждан.
Процесс создания подразделений Муниципальной стражи сегодня регулируется законом «О местном самоуправлении». Так, им органам местной власти предоставляется право создавать правоохранительные формирования, которые содержатся за счет средств местных бюджетов. Лицензию на такую деятельность, которая регистрируется по документам как «охранная», выдает МВД. В итоге, каждое такое предприятие с силовыми функциями руководствуется собственным уставом, а полномочия муниципальных полицейских или дружинников могут отличаться в разных городах.
Так, например, Муниципальная дружина во Львове имеет право взымать парковочный сбор, контролировать правила торговли алкогольной и табачной продукцией, а их коллеги из Чернигова таких прав не имеют. Из-за этого вытекает вторая проблема существования муниципальной стражи: отдельные мэры, пользуясь правовой неопределенностью статуса таких структур, злоупотребляющих своим правом назначения руководства муниципальной стражи.
Именно поэтому часто вспыхивают скандалы с участием Муниципальной стражи. Для того, чтобы их пресечь в будущем, нужно внести изменения в законодательство, цель которых - четко разграничить полномочия Национальной полиции и муниципальной. А также четко выписать функции «муниципалов», дабы защитить городских полицейских от политического влияния. К моменту будущих выборов, как парламентских, так и местных, этот вопрос будет чрезвычайно актуальным.