Фестиваль Non Stop Media, который уже многие годы проходит в Харькове в формате биеннале, всегда позиционировался Муниципальной галереей как имиджевое событие с нагрузкой различных регалий (первый фестиваль в Харькове, один из первых в Украине, открыл имена многих современных художников и т.д). Достаточно долгое время значимость фестиваля была бесспорной: Non Stop был мощной площадкой для репрезентации не только визуального искусства, но и насыщал город хорошим театром, музыкой, литературой. При огромном кризисе качественного контента ценность события только приумножалась, ведь поставляла дефицитные и необходимые проявления культуры. Прошли годы, фестиваль все еще остается имиджевым, охраняя свой формат и методы презентации искусства, что могло бы действовать все с такой же эффективностью, как и ранее, если бы весь остальной мир вокруг застыл в ожидании нового Non Stop Media. Но, не говоря уже про весь остальной огромный мир, даже спокойный и размеренный Харьков изменился до неузнаваемости. И поэтому сегодня образ «одного из самых масштабных фестивалей молодых художников» разбивается о реальность его воплощения, качество проекта и этические проблемы, преодоление которых превращается в огромный вопрос о смысле существования фестиваля в целом.
Одной из традиций Non Stop Media является наличие кураторов (которые разрабатывают концепцию всего фестиваля, работают с параллельной программой и основной экспозицией – выставкой номинантов) и членов жюри, которые формируют шорт-лист участников. Кураторская группа в этом году была представлена сотрудницей галереи Анастасией Хлестовой и художником Антоном Ткаченко, состав жюри – Татьяна Тумасян, Роман Минин и Сергей Братков.
Иной традицией является сам формат события – фестивальная неделя, на протяжении которой изо дня в день происходит некая активность. Еще несколько лет назад, когда нехватка разнообразных активностей ощущалась достаточно остро, фестиваль подобного типа становился Событием, переживание которого позволяло качественно существовать еще долгое время. Сегодня такой формат, который, к тому же, предлагает привычное содержание в привычной для местного зрителя форме (в рамках параллельной программы концерт харьковской группы Alcohol Ukulele, которая и так выступает в Харькове, выставки харьковских художников, выступление местного актера Мисько Барбары), скорее, говорит о том, что главной задачей кураторов было наполнить программу исключительно ради подтверждения фактического статуса фестиваля.
Стагнация формата, присутствие количества, но не качества ставят фестиваль современного искусства в ряд привычных городских «культурных» инициатив, которые бесконечно повторяют друг друга и бесконечно застряли в этом повторении. Такой день сурка усугубляется самим подходом к материалу, что оказывается сугубо экспозиционным – главной целью становится создание более-менее симпатичной картинки, внешнего образа, по сути являющихся фикцией. Например, выставка предметов из квартиры Олега Митасова, символического для Харькова персонажа, стала ничем иным как экспонированием различной мебели из его квартиры, что кроме их поиска предполагало для кураторов только одну задачу – расставить все предметы в пространстве. Возможность прямолинейного «показывания», репрезентации (вместо презентации) не просто делает минимальной функцию куратора, а делает его участие бессмысленным.
В важную идеологическую проблему, что является негативной тенденцией не только для Non Stop Media, но и многих харьковских инициатив, превращается усердное акцентирование на «иностранных» лекторах и участниках. Такое особое внимание напоминает идеализацию и тяготение к «белому человеку» с цивилизованного Запада. Мы живем с фундаментальной доминантой, что «там» лучше, круче, умнее. Человек «оттуда» априори имеет ценность больше, чем местный. И такая позиция позволяет без особого усилия повысить символический вес любого события. Полезное исследование другого опыта, возможность сотрудничества и обмена превращается в самопроизвольный призыв к эксплуатации, в стремление поставить себя в позицию объекта. Конечно, может показаться, что это мы хитро используем чужой экономический и культурный ресурс, но чем на самом деле оборачивается такое «культурное паразитирование»? Постоянной необходимостью подтверждать свою значимость чем-то или кем-то, к кому можно применить ярлык «иностранный».
В этом году основная выставка фестиваля проходила во Дворце студентов ХПИ (Харьковский политехнический институт) – на втором этаже в небольшом помещении с зеленым ковролином расположились работы 13 номинантов. Из-за хаотичной и некачественной экспозиции, лучшей частью которой оказался ковролин, зритель лишался возможности минимальной коммуникации с главными работами проекта и какой-либо надежды понять смысл и мотивы всего происходящего. Неровно приклеенные экспликации с опечатками, старый помятый баннер с люверсами, который использовался в качестве фона для проекции (что еле виднелась из-за света, заливающего пространство), следы монтажа дополнились непродуктивным экспозиционным хаосом (который не имел никакой логики) превратив всю выставку в сарай, где велосипед соседствует с болгаркой и маринованными огурцами просто потому, что так положили. В итоге, экспозиция стала ярким примером ситуации, когда низкое качество самих работ умножается на недостаточное финансирование для их продакшена и несостоятельные кураторские решения, что не позволяет всерьез анализировать саму выставку. Выгодная, с точки зрения привлечения нового зрителя, локация (ХПИ – одно из самых больших учебных заведений Украины – около 20 000 чел.) превратилась в механизм запугивания, ведь подобная экспозиция способна развить у начинающего зрителя моментальную аллергию на все, что идет под грифом «современное искусство».
Одним из параллельных событий в рамках фестиваля стала презентация проекта харьковской художницы Ольги Федоровой «Искусство – это больно», в основе которого был тезис « … собрать всю ту боль, которую переживает молодой художник, но боль утихает если дать ей выход». В рамках проекта изначально упрощалось понимание боли: понятие, с которым в современном мире уже невозможно обращаться с такой небрежностью и легкостью. Безусловно, искусство должно быть болезненным и колющим в смыслах и метафорах, оно должно быть не комфортным, заставляющим менять, разрывать привычные шаблоны мышления и действия. Оно может быть болезненным для его участников и зрителей в качестве тем и вопросов, которые поднимаются внутри него. Но проецирование этого спектра через термин «боль» опошляет все те процессы, эмоции, рефлексии, которые могут происходить в коммуникации с искусством.
Сегодня «отсутствие денег» уже не может быть оправданием для плохого качества проекта, хотя этот фактор остро ощущался в основной экспозиции. Более того, принцип «дешево и на скорую руку» не может служить оправданием для события, статус которого так рьяно промоцируется как «первый фестиваль в Украине», «единственный в Харькове» и является имиджевым для галереи с такой большой историей, как у Муниципальной. И если для зрителя набор уже будничных событий не представляет интереса, то для художника участие в подобном фестивале также не должно иметь вес. Сегодня количество выставок уже не является определяющей переменной в CV художника, отчего гонка за цифрами, но не за качеством утрачивает свою актуальность.
Время идет, а фестиваль как будто находится в своем герметичном коконе, оставаясь в своих собственных грезах и фантазиях, не имеющих ничего схожего с происходящим в окружающем мире. Авторы фестиваля не готовы мириться с разрывом, который случился между событием, реальным миром и зрителем, который имеет уже совсем иные потребности. Хотя отмирание старых форм – один из самых естественных в мире процессов.