Постоянные проблемы с организацией коснулись и представителей медиа, и просто посетителей фестиваля. Первые, помимо чисто бытовых неурядиц, которые, пожалуй, неизбежны на любом фестивале, сталкивались и со сложностями в момент необходимости взять интервью у того или иного гостя. Молодая команда фестиваля, отвечавшая за представителей прессы, не выказывала большого энтузиазма и профессионализма. Интервью часто приходилось организовывать самим: подлавливать, выжидать, находить.
Посетители были свидетелями регулярных и продолжительных заторов на двух пропускных пунктах, что вели к главной сцене. Начало вечернего концерта – 19:30, сильно заранее не придешь – в семь вечера только начинали зачищать пляж от всех присутствующих, прося дождаться окончания саунд-чеков и уж тогда с билетами снова возвращаться. Как следствие – и время начала концерта неопределенно смещалось, и пройти даже к половине девятого успевали далеко не все, и атмосфера киевской подземки в час пик на двух контрольных пунктах особо настроение не подымала. А вот затянутые саунд-чеки и постоянные разнообразные донастраивания даже вовремя концерта, бывало, преподносили приятные сюрпризы – звук у так долго начинавших Parov Stelar Band был восхитительный.
Теперь о публике. Музыкальные фестивали во всем мире притягивают к себе неформальную молодежь – это норма. Джаз Коктебель тут не исключение – всевозможных хиппи растаманской наружности тут было великое множество – не зря Гребенщиков решил почти сразу затянуть «Слова растамана». Но «дети цветов» совсем не такие благостные и вселюбящие, как многие привыкли считать. Как очень точно подметила моя подруга, за своей напускной блаженностью и бесконфликтностью они успешно маскируют эгоизм, желание хоть что-то с тебя поиметь и попросту жлобство ( «Я упал пьяный в хлам на тебя, испортил тебе прекрасное настроение, еще и залил тебе штаны каким-то шмурдяком, но ты не злись, не надо, мы же все братья и сестры!»). Та казавшаяся нерушимой грань между так званными тихими неформалами a’la хиппи и законченным быдлом, которого, кстати, тоже было предостаточно, на этом фестивале для меня стала заметно прозрачней. Сложилось стойкое впечатление, что Джаз Коктебель для очень многих – это просто повод приехать на море, кинуть себя на пляже и попить чего-то бодрящего. А музыка – вторичное. Про музыкальную культуру я даже не заикаюсь – откуда ж ей было взяться??
Волошинская сцена может быть в этом случае своего рода лакмусовой бумажкой – самую джазовую и самую камерную сцену фестиваля штурмом не брали, за биллетами двадцати метровых очередей замечено не было, пустующие стулья всегда можно было найти, и это при том, что сад возле дома Волошина вмещает от силы 300 человек. Я отдаю себе отчет в том, что это далеко не все настоящие ценители джаза (а посетителей Волошинской сцены я считаю именно таковыми), присутствовавшие на фестивале, но их и не на много больше, чем этих пару-тройку сотен. Хотя, с другой стороны, и этот показатель не такой уж катастрофичный для постсоветской страны, пребывающей в перманентном экономическом кризисе. Это я к тому, что билеты были отнюдь не дешевые.
То есть, Волошинская сцена – эта таки «параллельная реальность», как ее очень точно характеризует Алексей Коган, а главная сцена с преимущественно не джазовыми хедлайнерами – это то, что позволяет заманивать людей и держатся фестивалю на плаву. Это я к тому, что тут билеты стоили еще дороже ( цена субботнего концерта с Орловой и БГ – 275 гривен). Наверно, так и должно быть.
Да, в защиту фестиваля надо сказать, что была Open Stage, и там тоже выступали очень и очень приличные музыканты. Там можно было послушать и крепкие украинские группы (Состояние Души, Григорий Паршин Бенд, Maria Group), и не менее хороших россиян PAPAMOBILE с литовцами The Retuses. Кстати, шесть из девяти выступивших тут групп были украинскими. Приятно.
Ночные концерты на главной сцене тоже были свободными – британцев Red Snapper и последние украинские кино-новинки люди могли лицезреть абсолютно бесплатно. И это огромный плюс. Культуртрегерство, так сказать.
В общем, девятый Джаз Коктебель закончился – да здравствует десятый Джаз Коктебель-2012. Доработанный и улучшенный.