Полет нормальный...

На розничном рынке нефтепродуктов произошло снижение цен на все виды топлива

Начало мая, как мы и предполагали, ознаменовалось массовым снижением цен на топливо в украинских розничных сетях. Не последовал примеру «первопроходцев» и примкнувших к ним пожалуй только лишь «Приват», на заправках которого цены и так ниже среднерыночных. При этом благодаря конъюнктуре биржевых цен и характеру развития общей ценовой ситуации в Европе, коррекция ценников на стелах украинских АЗС в сторону снижения, имевшая место в начале текущего месяца, была отнюдь не последней, сообщает нефтяное обозрение "Терминал".

Итак, пока большинство украинцев предавались радостям первомайского отдыха в преддверии главного христианского праздника Воскресения Господня, цены на топливо на отечественных АЗС после апрельского снижения упали еще на 20-25 копеек за литр. Таким образом, средние цены на обычный высокооктан опустились ниже психологической отметки в 11 грн за литр и составляли 10,80-10,90 грн, на премиальный - до 11,24-12,29 грн. На АЗС группы «Приват» стоимость бензина пока остается неизменной, и на заправочных станциях «Авиас», «Укрнафта» и ANP и др. литр А-95 все так же продают по 10,70 грн. При этом столь богоугодные деяния наших сетевиков имеют под собой основанием не столько ситуативный отказ от стяжательства, сколько являются проявлением здорового прагматизма и желанием увеличить реальные объемы суточных проливов. В правильности и обоснованности подобной политики можно было убедиться, наблюдая за длинными очередями на заправках крупных розничных игроков, предлагающих к тому же существенные скидки постоянным клиентам.

Объясняется все довольно просто, - нынешний уровень розничных цен на топливо в Украине все еще существенно выше экономически обоснованного. Более того, после существенного снижения цен на сырую нефть в Лондоне со $116 до менее чем $100 за баррель, имевшего место в апреле, справедливым будет ожидать от отечественного ритейла дальнейшей ценовой коррекции, как минимум еще копеек на 50 на каждом литре. Вы спросите, откуда такая цифра? А вспомните прошлый год, когда при такой же стоимости нефтяного сырья бензин марки А-95 стоил у нас около 10,20 грн/л, то есть на 65 коп. дешевле, нежели в настоящее время. Именно потому замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев считает, что трейдеры скинут в еще пять копеек на литре, а потом, в условиях традиционного роста спроса, сопряженного с началом активного летнего сезона, начнут зарабатывать прежде всего на объемах продаж, а не за счет высоких цен, и бензин подешевеет еще на 15-20 коп. Естественно, при условии сохранения уровня нефтяных котировок на протяжении ближайших недель в пределах около $100/барр.

Способствует дальнейшему удешевлению топлива на нашем рынке и отказ Межведомственной комиссии по международной торговле от введения Украиной антисубсидарных пошлин для белорусских нефтепродуктов. К тому же, с начала месяца топливо от братьев-сябров стало еще более привлекательным, поскольку экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в Беларуси понижены до российского уровня. Так, с 1 мая ставка экспортной пошлины на сырую нефть составляет $378,4 против $401,5 за тонну. Единая ставка экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты (кроме бензина) теперь составляет $249,7 против $265 за тонну. Такая же пошлина установлена на бензол, толуол, ксилолы. На товарные бензины и прямогонный бензин ставка экспортных таможенных пошлин составляет уже $340,6 вместо $361,4 за тонну. В это же время выросла пошлина на сжиженные углеводородные газы, которая теперь составляет $71,5 вместо $70,5. Это более чем хорошая новость. Поскольку, как свидетельствуют фактические данные статистики профильного министерства, доля импортного дизтоплива в общем объеме его потребления в Украине в марте достигла уже 78,5%. Доля  же импортного бензина на нашем рынке составляет более 64,5%. И роль белорусских производителей тут нельзя недооценивать…

На фоне всего этого несколько настораживающее выглядит недавнее возвращение Минэнергоуглепрома к вопросу введения механизмов маркировки нефтепродуктов, - как произведенных в Украине, так и импортированных из других стран.  По словам профильного министра, нововведение будет поспособствовать созданию единой системы контроля качества бензинов и дизельного топлива. Кроме того, позволит снизить долю фальсификата и увеличить поступления в бюджеты всех уровней за счет контроля за уплатой акцизного налога и других обязательных платежей. По имеющимся данным, разработанную национальную систему маркировки топлива сначала опробуют в сети АЗС «БРСМ-Нафта», которую участники рынка небезосновательно связывают с нынешним главой Минэнергоугля. Если данный эксперимент будет признан успешным, министерство будет лоббировать ее внедрение в целом по Украине. Эксперты уверены, что реализация подобных инициатив однозначно вызовет новое подорожание топлива и позволит ввести механизмы дополнительного налогового контроля за сетями бензинового ритейла.

Сами же трейдеры считают, что потенциально возможное введение маркировки не имеет ничего общего с борьбой за качество топлива. «Контролируется наличие маркера, а не качественные показатели нефтепродукта. Нефтеперерабатывающий завод может производить бензин разных стандартов - от Евро-2 до Евро-5, и все произведенное заводом топливо будет маркировано», - объясняет директор по качеству компании «Параллель» Александр Титов. А вот директор по поставкам и оптовым продажам ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина» Федор Михайлов более категоричен. По его словам, цель маркировки – именно контроль за уплатой налогов.

С учетом того, что доля контрабанды в Украине составляет, по оценкам экспертов, примерно четверть рынка - это действительно важная задача для государства. Однако нет никакой гарантии, что маркером будут элементарно торговать «налево», а процедура маркировки для некоторых компаний будет всячески затягиваться по принципу прошлогодних проблем с таможенной очисткой, имевших место у Rompetrol, Socar Energy Ukraine, «КЛО», «ОККО», WOG, «Параллели» и других. Напомним, что тогда, по оценкам отраслевой ассоциации,  все проблемы были созданы искусственно, чтобы внедрить на рынок компанию-специмпортера, обладающего эксклюзивным правом оформления на таможне. Не будет ли соблазна создать такого же «маркировщика»? К тому же, уверен Александр Титов, введение подобной процедуры будет означать дополнительные расходы для нефтетрейдеров-импортеров, что, несомненно, отразится на себестоимости топлива и, соответственно, на конечной цене для потребителя. По его словам, маркировка импортного топлива будет происходить за счет нефтетрейдеров, которые будут вынуждены организовывать дополнительные службы для формирования заказов, внесения маркеров в нефтепродукт, учета, контроля концентрации и т.д. По оценкам экспертов, цена вопроса - около 10 копеек на каждом литре бензина, или 1 млрд. грн. в год по рынку в целом.

Юрій Огірчук Юрій Огірчук , Аналітик розвитку паливного ринку
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter