Сама по себе, такая открытость планов весьма революционна по украинским меркам. Более того, в планах даже указаны сроки завершения различных стадий. Какие-то из сроков довольно гибкие (например, «2016 год»), но некоторые из них даны точно (например, «28 февраля 2015 года»). В прошлом, правительство редко предоставляло информацию о своих намерениях или сроках выполнения задач. С такой секретностью, общественность не могла призвать правительство к ответственности.
В день 100-дневного юбилея работы КабМина, VoxUkraine попытался выяснить, насколько успешно осуществляются текущие планы. Наша группа собрала планы действий всех министерств, а также НАК «Нафтогаз» и НБУ, выбрала все действия, сроки по которым уже прошли, и поискала в открытых СМИ информацию о выполнении поставленных задач.
Результат №1: Большинство задач не выполнено. Мы смогли найти доказательства выполнения всего 12 из 49 заданий со сроками реализации в январе или феврале. Такой низкий процент выполнения разочаровывает, ведь многие запланированные задачи были относительно простым и понятным (например, создание команды/проведение круглого стола для обсуждения предложений).
Результат №2: Проценты выполнения задач сильно различаются от ведомства к ведомству. Только НАК «Нафтогаз» и Министерство внутренних дел выполнили все, что обещали. Эти два учреждения отвечают за 5 из 12 завершенных задач. Процент выполнения обещанных задач Министерства экологии вообще нулевой – ни одно задание не было реализовано. Некоторым министерствам (например, Министерству юстиции, Министерству энергетики и угольной промышленности) частично было засчитано выполнение только потому, что некая работа была проделана, но большинство из запланированных действий не были завершены в срок.
Результат №3: Часто цели не очень четко описаны или неамбициозны. Например, Министерство внутренних дел обещало до января более детально поработать над планом восстановления Украины на 2015-2017 гг. В том же духе, Министерство культуры пообещало проанализировать работу своих коллег в ЕС и на основе этого анализа разработать рекомендации по реформированию Министерства культуры Украины. На наш взгляд, действия по типу «больше поработать» или «провести анализ» не поддаются конкретным измерениям, а пользы от них не очень много. Не удивительно, что мы не смогли найти доказательства «проведения работ» или «проведения анализа» в средствах массовой информации. Возможно, какая-то работа и происходила, но общественность почти наверняка не в курсе ее результатов.
Результат №4: Многие министерства продлили сроки выполнения запланированных действий. В некоторых случаях, где план включает в себя длинный список задач, сроки по их выполнению просто не указаны. Например, нет никаких сроков в программе Министерства инфраструктуры. Очевидно, такая ситуация практически нивелирует возможность общественности оценить прогресс и призвать министерство к ответственности в таких случаях.
Результат №5: Членство в предыдущем правительстве, похоже, тоже не приносит особой пользы. Можно оправдывать положение вещей тем, что 100 дней — это короткий период, и новым министрам, возможно, требуется больше времени, чтобы понять, как работает бюрократия изнутри. Но некоторые министры работали и в предыдущем «правительстве камикадзе» (например, министры образования и юстиции). Это может служить индикатором того, может ли более длительное пребывание в должности способствовать более интенсивному проведению реформ. Мы не обнаружили свидетельств того, что «старые» министры согласились выполнить больше задач за первые 100 дней или что у них более высокий процент выполненных задач.
Результат №6: Молодые министры настроены брать на себя более серьезные обязательства. В рамках совместного проекта с Liga.net, VoxUkraine отметил, что общественность и эксперты более одобрительно оценивают работу/усилия молодых министров. Это, скорее всего, сигнализирует о том, что молодые люди на министерских должностях будут прилагать больше усилий. В рамках этого наблюдения, мы также обнаружили негативную корреляцию между возрастом министра и рядом задач, которые он/она обязуется выполнить в первые 100 дней. Такая же негативная корреляция существует между возрастом министра и показателями выполнения запланированных задач.
Таким образом, новое правительство, возможно, является наиболее компетентным правительством Украины за последние десятилетия. Потенциал и намерения министров очевидны. Очевидно, также, что они столкнулись с беспрецедентными вызовами, такими как война в Восточной Украине, кризис банковской системы, паника на рынке валюты, ограниченность финансовых ресурсов. При этом новое правительство критикуют за отсутствие прогресса в реформировании страны и неспособность достижения реальных результатов. Наш анализ показывает, что многие из обещанных шагов действительно не были завершены в указанные сроки. Это опасный симптом, поскольку он не только подрывает доверие к правительству, но и «увеличивает пропасть» между правительством и обществом. Несомненно, общественность не устраивают медленные темпы перемен, она готово к более радикальным шагам. Возможно, внедрение молодого поколения украинцев в правительство и привлечение министров к ответственности за неспособность предоставления измеримых результатов является выходом из тупиковой ситуации и способом акселерации реформ.
Соавтор текста - Олег Коренок (Университет Содружества Виргинии), текст впервые опубликован на VoxUkraine
http://voxukraine.org/2015/03/17/governments-first-100-days-in-office-program-completion-rus/